Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

БЕЗМОЛВНЫЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

20 марта 2007 г.

САМАРТ" имеет репутацию театра, смело пускающегося на эксперименты. То мюзикл поставит, да не хуже, чем в музыкальном театре, то сыграет спектакль на лужайке села Ширяево. То вытащит актер из тумбочки пельмени с присущим им пельменным запахом, да тут же на сцене и употребит, то вообще взлетит в воздух и без видимого усилия там на несколько секунд зависнет.

Причем что характерно: актеры в этом театре оправдывают свое название - "актер" означает "действующий". В этом театре не столько разговаривают, сколько движутся.

Очередной эксперимент "СамАрта" разговоры вообще отменил. В спектакле, который называется мало кому понятным словом "Палимпсест", разговаривать-то почти и некому. Два актера - з.а. РФ Ольга Агапова и Алексей Меженный - те в принципе могли бы и поговорить. Но о чем поговоришь с такими участниками действия, как (перечисляю по программке остальных персонажей): Рис (1 кг), Мука (0,5 кг), Варенье (300 гр), Нить (70 см), Простыня, Чемодан, Тарелка, Мяч теннисный, 3 Батона хлеба, Ложка суповая, Желтый половник -круг (диаметр - около 7 метров)?

Палимпсест (даже по-гречески, как в афише: Palimpseston -это пергамент, на котором старый текст стирается, а поверх пишется новый. Так сказать, перезагрузка... Но никаких компьютерных ассоциаций!

Журналисты любят повыспросить у режиссера - что он имел в виду? Спросили как-то раз Гете, что он имел в виду в своем "Фаусте". Гете ответил: "А вы почитайте "Фауст", там все написано". Поэтому же и я не спрашиваю у режиссера Константина Богомолова, что он хотел сказать своей постановкой - я ее просто описываю и комментирую, как умею. Каждый пусть сам отвечает за свои ассоциации!

Главный герой - назовем этого безымянного человечка просто "Он" - появляется из темноты, весь в черном, с толстой накидкой на плечах, с чемоданчиком. Растерянно улыбаясь, выходит на середину сцены, под луч прожектора. Скидывает с плеч покрывало, расстилает на сцене. Хорошая получается подстилка, можно прилечь!

Длинный "Он" не помещается на прокрустовом ложе своего импровизированного матрасика. Но нестрашно: подстилка разворачивается. Теперь можно даже руки в стороны раскинуть! Опять незадача: в ширину узковато! Еще в два раза развернуть... И еще раз, и два, и три повторить эту операцию.

Человек осваивает свою подстилку. Захватывает жизненное пространство. Развернутая во всю сцену тряпка оказывается обещанным Желтым половником. Хотя я бы скорее уподобила ее кругу теста, раскатанного для Стряпни Жизни. Человек аккуратно разглаживает семиметровое "тесто", заботливо подправляет разорванный лоскуток. Какова будет "начинка"?

Мимическая притча, которую рассказывает театр, подобна истории сотворения человека. Что ему надо для жизни? "Ее", женщину. Сейчас наш "новый Адам" получит свою "Еву". Впрочем, библейские ассоциации если тут и возникают, то едва заметным отзвуком. Какая уж там Ева... "Она" - и совсем не из ребра своего мужчины.

Она, тоже в черном, появляется на сцене с тарелкой в руках. В тарелке - варенье. Кстати, а у Него в чемоданчике что? Обещанное продовольствие: рис, мука, белые батоны.

Интересный у них реквизит! Двух видов. Пищевой и постельный. Но почему они их считают действующими лицами?

Сейчас узнаем. Пока что между Мужчиной и Женщиьюй начинается взаимодействие. Она обнаруживает лежащую у своих ног фигуру. Фигура повторяет за ней каждый ее жест. Она рукой пошевелила - и он тоже. Она повернулась - и Меженный ухитрился в положении лежа повернуться. Тень? Но тень принимает вертикальное положение. Отражение? Она прикладывает ухо к груди незнакомца. Он живой! Сердце бьется!

Сейчас они Обнаружат половые различия. Он протягивает к ней руку, притрагивается к груди - и руку испуганно отдергивает. Она проводит рукой по его телу - грудь, живот... а это у него что? Отскакивает, дует на свои пальцы - обожглась!

Брачная церемония - вот где рис понадобится! Щедро осыпанная рисом молодая жена забеременела. Здесь и батоны пригодились. Он завертывает их в простыню и привязывает к ее животу. Когда батончик родится, его будут с умилением рассматривать, кормить грудью, отдадут папаше - пусть разглядит на крошечном хлебном личике свои глазки, носик...

Позвольте, а что же это он жует? Так и есть - откусил голодный Муж кусочек батона! Как то древнегреческое божество, пожиравшее своих детей! Помнится, это был Кронос - Время. Мужчина входит во вкус. Уплетает за обе щеки, обмакивает батон в варенье. Белая плоть хлеба окрашивается ягодной кровью. Зрелище страшноватое.

Ткань спектакля вся соткана из подобных ассоциаций. Вот умерла Она. Не вынесла смерти своего ребенка. Накрыв ее простыней, с горя оборачивается он собакой. Сделав совершенно круглый ротик, опустившись на четыре ноги, воет на луну. Так жалобно, что Она, лежавшая трупом под простыней, поворачивается, прислушивается. Приманивает пса, дрессирует. Перезагрузка: Он и Она - теперь Женщина и Собака. Все более древние пласты сознания всплывают в бессловесном действе. Чемоданчик оборачивается погребальной лодкой. Супруги по очереди переплывают водную границу между этим миром и миром потусторонним. Желтый половник превращается в волнующуюся водную поверхность (для этого достаточно приподнять его за край - и вздымается длинная волна, проходит под желтой тканью). Из той же желтой подстилки, собранной в кучку, образуются прекрасные облака. Он и Она усаживаются на облако, как на ковер-самолет. Холодно. Свистит ветер. Поглядывают вниз - как в окно самолета.

Несколько смертей - несколько рождений. Жизнь вращается вокруг своей оси. В руках персонажей кусочки хлеба начинают пульсировать зарождающейся жизнью. Их прячут в чемоданчик - пусть дозревают. Как пло-дик во чреве. Чемодан тоже пульсирует - во всеуслышание (изобретение нехитрое: для этого актерам достаточно на него нажимать, и крышка пощелкивает). Но чемодану дитя не выносить - пульс умолкает. И в горестном недоумении сидят Он и Она над гробиком, держат паузу. Трясутся старческие руки, трясется от дряхлости голова.

И ещё раз ребенка Бог послал. С небес, что ли, свалился? Вертят счастливые Он и Она в руках теннисный мячик. В руках хороших актеров даже из него может произрасти жизнь! Живот (сделанный опять же из многофункциональной желтой подстилки растет как на дрожжах. Раз - и вылез оттуда ребенок! Сыночек? Или уже внук?

Программка обещает: "За час с небольшим спектакль совершит одно вращение вокруг своей оси и вернется в исходное положение (световое, ми-зансценическое, музыкальное и эмоциональное). Окружность настолько ровная, что сразу по завершении спектакля актеры готовы сыграть тот же спектакль".

Мир спектакля вращается по кругу. Круг этот - обратимое время. Пронзительная печаль уходящей жизни, старости, смерти смягчается округлостью времени и пространства. Сейчас его, это жизненное пространство, вернут в изначальное состояние. Актеры сворачивают круг - в два раза, в четыре, в восемь. Мужчина взваливает многократно свернутую толстую подкладку на плечи и исчезает в кулисе. Свет гаснет. И когда зажигается снова - аплодирующие зрители не видят и Женщины. Все возвращается на круги своя. В пустоту, которая породила весь мир, его и поглотит.

Ольга Агапова и Алексей Меженный в этом спектакле божественно красивы. Легкость, пластичность, музыкальность, выразительность каждого движения, каждой интонации поразительны. Позвольте, а какой интонации? :

Действие разворачивается не в полном молчании. Время от времени какие-то звуки они все же издают - дочеловеческие, нечленораздельные. Постановка отказывается не от звуков -только лишь от языка.

"Палимпсест" осуществлен в рамках международной программы Magic Net. "Магическая сеть" ждет от театров эксперимента. Предлагая эксперимент своего "кругообразного" спектакля, театр убивает двух зайцев. Второй, с позволения сказать, "заяц" - возможность возить спектакль без перевода по всему миру. Отказавшись от русского языка ради языка театра, языка общечеловеческого.

Кристина КАСАБОВА.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.