Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

ЛЮБИТЕЛИ БАХА СЪЕЛИ ОРГАН

20 марта 2007 г.

Похоже, в Самаре возникла новая культурная традиция. Ежегодно филармония отмечает день рождения органа.

Когда-то у нас в Самаре, в католическом костеле, был замечательный орган. После революции орган был уничтожен. На протяжении всего послереволюционного двадцатого столетия самарцы могли только мечтать об органных концертах. В девяностых годах мечты начали воплощаться в жизнь. По инициативе самарского губернатора Константина Титова началось строительство органа в Самарской филармонии. Не все оказалось просто – в подготовительных работах прошло несколько лет, и, наконец, в начале нового века в филармонии появился Он – наш любимый красавец, немецкий барон, судя по имени. Рудольф фон Беккерат.

Знаменитые органы носят «фамилию» изготовителей. Братья Зильберман, Арп Шнитгер, Иоахим Вагнер, Захариас Хильдебрандт… Славный ряд имен органных мастеров восходит к баховским временам. О больших органах эпохи Барокко говорят как о «чуде творения», при виде которого, по словам немецкого историка органостроения, «душа преисполняется восхищением перед мастерством их создателей».

Восхищаемся, конечно, и мы. Хотя фирма, построившая орган Самарской филармонии, не такого почтенного возраста, ей не 300 лет, а всего полвека. Но за эти годы гамбургская фирма «Рудольф фон Беккерат» успела установить во всем мире больше трех сотен органов.

Каждый орган – личность, неповторимая индивидуальность. И отношение к нему почти как к человеку. Никому не придет в голову, например, день рождения рояля или контрабаса праздновать. А день рождения органа празднуем – с нежностью и любовью, и каждый год это теплый, просто-таки домашний праздник. К «королю инструментов» приглашают друзей. Любители органной музыки рассаживаются… прямо на сцене! От темной громады зрительного зала это уютное пространство отделено белым шелковым занавесом. Приглашенные друзья – не только слушатели. Это и музыканты. Всякому приятно поиграть в ансамбле с этим величественным инструментом!

Ансамбль с органом? Странноватая идея! Как будто он не испытывает недостатка в красках. Может звучать и как флейта, гобой, фагот. И как человеческий голос, колокольчики, как оркестровое тутти. Органисты выбирают инструментовку, "раскрашивают" органные пьесы по своему усмотрению или (реже по указанию композитора.

Видно, пойдя по пути поиска органных красок, трудно остановиться. Заслуженная артистка РФ, лауреат международных конкурсов органистка Людмила Камелина традиционно включает в свои концерты ансамблевое музицирование. Добавляет к возвышенно-абстрактным органным тембрам их живое подобие - то трубу, то вокал, то флейту.

На этот раз гости и партнеры органа – арфа (лауреат международных конкурсов солистка Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением народного артиста РФ Ю.Башмета Нина Гвамичава), скрипка (заслуженная артистка РФ концертмейстер академического оркестра Самарской филармонии Ирина Смолякова и виолончель (артистка академического оркестра Самарской филармонии Елена Трохина).

Вежливый хозяин, "запустив" беседу, уступает инициативу гостям. Камелина для начала сыграла органную фантазию Баха соль мажор. Самое что ни на есть праздничное сочинение: словно солнечные лучи льются с неба, и в золотистом свете соль мажора парят, словно маленькие ангелочки, кувыркающиеся в невесомости мотивчики. Бах писал фантазию по образцу великих творений своего старшего современника, любекского органиста Дитриха Букстехуде. Сопоставлял контрастные миры. Дело органиста - эти миры соответствующим образом оркестровать. Отлетели ангелочки - и следующий пласт звучания, вместо светло-прозрачных тембров - густота хоровой звучности. Старинная месса, аскетическое звучание церковного хора - орган его прекрасно умеет изображать. Смешивает краски, поет всеми своими голосами. Бесстрастное развертывание бесконечного пространства, ровный ход времени, некое священнодействие, отрешение от всего земного… Прерывается оно, по моде немецких органных фантазий эпохи Барокко, драматическим возгласом. Неожиданная пауза рвет мировую ткань. И в образовавшееся отверстие опять обрушивается каскад играющих, переливающихся световых потоков. И на вершине каждого из них алмазиком загорается сверкающая точка. Странный тембровый эффект! Как это получается? Спросила у органистки - почему верхняя нотка каждый раз сияет каким-то особым серебристым блеском? Та в ответ пожимает плечами - она просто включает флейтовый тембр, а эффект этот непредусмотренный как-то сам собой получается.

Для чего Бах писал свои органные фантазии? Чтобы прихожанам церкви, пришедшим на концерт органной музыки, слышать как бы музыкальную иллюстрацию к фантастическим интерьерам барокко? Своды, расписанные тающими в облаках ангелочками, богослужебное пение, потоки цветных лучей, льющихся сквозь витражные стекла… Попутно и орган блистал всеми красками. Вот и наш "Беккерат" в «Фантазии» Баха охотно демонстрирует суховатую многоцветность барокко.

Концерт Генделя для арфы и органа - абсолютно светская музыка. Придворная. Арфа вышагивает гордой походкой Людовика Четырнадцатого, Короля-Солнце. Орган издает торжествующие возгласы.

Странное, казалось бы, сочетание - орган и арфа. Сейчас арфа - необязательная принадлежность оркестра, ею украшали в девятнадцатом веке балетные сцены, арфа придавала воздушность и нежность звучанию романтической музыки. Тем более арфу редко услышишь в функции солирующего инструмента. Ее вытеснил клавесин, потом рояль. А когда-то композиторы охотно писали для нее. Например, один из самых красивых концертов Моцарта предназначен для флейты и арфы. Арфистка Нина Гвамичава говорит: как и орган, арфа - один из самых древних инструментов. Натянул человек на лук вторую струну - вот и готов музыкальный инструмент. Людмила Камелина объясняет публике: хотя арфа - струнный щипковый инструмент, а орган - духовой, кое-что общее у них имеется. Например, двухручная нотная запись - с одинаковым успехом ее можно сыграть и на органе, и на арфе. Композиторы баховского поколения в нотах указывали: "Для органа или арфы". Но еще кое-что, кроме возраста или нотной записи, роднит эти два инструмента. И арфа, и орган наводят на мысли о чем-то величественном, возвышенном, далеком от повседневности. На органе, как подсмотрел художник ван Эйк, ангелы играют. Арфа не зря упоминается в Псалмах царя Давида, легендарного прародителя музыки. Игрой на арфе, как указывает Псалтирь, славят Бога. Вот и фасад одного из самых красивых барочных органов, органа мастера Арпа Шнитгера в Гамбурге, украшает скульптурное изображение царя Давида с арфой.

Так что Нина Гвамичава со своей арфой выступила в роли царя Давида. Украсила концерт, придав величественно-помпезному звучанию генделевского органного концерта праздничную легкость.

"Какая замечательная арфистка! - говорю Людмиле Камелиной. - Так одухотворенно, осмысленно и выразительно играла!" Люда отвечает: "У нее и школа очень хорошая. Она, как ни странно, училась сначала в США, а уже потом в России. Закончила консерваторию у любимой ученицы арфиста и композитора Гранжани - помните, мы играли в концерте его "Арию"? Сейчас эта ученица, профессор Инглефильд, уже старушечка. Ну, а потом Нина поступила в Гнесинку".

Но школа - школой, а кроме отличной выучки у Нины Гвамичавы есть за душой и кое-что свое, что никаким учением не приобретается. Сочетание удивительной живости, открытости, общительности - и светской учтивости, очень пришедшейся кстати в старинной музыке.

После торжественного барокко перешли к романтикам. Поиграли, в разных составах, то со скрипкой, виолончелью и арфой, то, по-разному комбинируя эти инструменты, музыку Марселя Гранжани, Марселя Турнье, Луи Бельмана, Луи Ганна, Франсуа Томэ, Сен-Санса, Иоганна Штрауса. Тут как нельзя более уместны скрипка и виолончель. Орган все же в большей степени приспособлен к исполнению старинной музыки. Яркие, сияющие кульминации романтических пьес - на это, конечно, больше способна скрипка. И кто пропоет элегическую мелодию "Лебедя" Сенс-Санса, как не виолончель?

Между веком восемнадцатым и девятнадцатым, между первым и вторым отделением концерта, прервались на двадцать минут. В эти двадцать минут на сцену торжественно внесли… маленькую копию нашего "Беккерата". Маленькую по отношению к органу - наверное, в сто раз поменьше. Зато из крема! Играть на ней не стали. Ее съели.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.