Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

КАК ТАЗ ДЖУЛЬЕТТЫ СПОСОБСТВУЕТ ЛЮБВИ?

19 марта 2007 г.

В День святого Валентина, в праздник влюбленных, Самарский академический театр драмы показал "Ромео и Джульетту".

Самарский академический театр драмы имени Горького второй раз за последний год замахивается на Шекспира. Заслуженный деятель искусств РФ Вениамин Фильштинский со своей петербургской командой терпеливо обучает Шекспиру наш отвыкший от классики театр. В прошлом году были осуществлены подступы к Шекспиру - кусочки "Гамлета", актерские эскизы, наброски к "Ромео и Джульетте". "Этюды к Шекспиру" - назвал постановщик свои опыты. Раздали зрителям анкеты - что предпочтительнее? Если будем ставить, что бы вы, уважаемые зрители, выбрали? Вот оно, следствие прошлогоднего выбора. Зрительный зал проголосовал за "Ромео и Джульетту", что и понятно. Хотя мне позвольте остаться при своем мнении - у меня как раз самое сильное впечатление осталось от "Гамлета", от Олега Белова и Владимира Гальченко, сменивших друг друга в роли Клавдия. Что же касается прошлогодней Джульетты, запомнилась Евгения Аржаева - трогательно-прозрачная, со странными, словно приснившимися жестами, всегда неожиданными интонациями, с ломкой трагической грацией и водопадом рыжих вьющихся волос.

В этом году "Ромео и Джульетта" оформилась окончательно. Или не совсем окончательно? Режиссер предупредил: вы видите не спектакль, а мастер-класс! Это только генеральная репетиция! Премьера только завтра, и все еще в работе!

Джульетту на этот раз играла Оксана Кормишина. Ее сменщица, так понравившаяся по прошлогоднему "этюду" из "Ромео и Джульетты" Аржаева, в предпремьерном показе мелькнула в крошечном эпизоде - прошлась со своей странной, хрупкой, страдальческой грацией по сцене и уселась в уголке посуду помыть. Беглая улыбка скользнула по ее лицу. Сменилась печалью. Кто она? По-барочному загадочная, одна из самых живых и настоящих в этой постановке…

Вторым настоящим среди условных фигур веронского карнавала был Александр Марушев. Вышел с тазом. Обозрел что-то над головой. Вымыл в этом тазу ноги какой-то беременной.

Позвольте… Какая беременная? Какая посуда? О какой пьесе идет речь?

О "сценах из итальянской жизни". О "сценическом варианте" - так театр обозначает свое прочтение трагедии Шекспира.

Да, с "Ромео и Джульеттой" надо что-то делать, догадывается - режиссер. Просто Шекспир, просто пастернаковский перевод - не для сегодняшнего театра. Переросли мы Шекспира! Да и то сказать - видели сотни постановок! Хватит уж старого Билла, обновим трехсотлетнюю рухлядь!

Ну, а как обновляют, еще Булгаков в "Театральном романе" объяснил. Посредством велосипеда. Надо герою в любви объясниться - а пусть-ка он на велосипеде в это время ездит! А заодно и вся труппа!

Вот и Джульетта выезжает на сцену на велосипеде. Правда, может, велосипед специально на Кормишеву рассчитан? Чтобы нежная Аржаева вот так плебейски появилась на сцене?

Шекспировская Джульетта претерпевает на протяжении трагедии некоторые изменения. Собственно говоря, стадий развития у нее три. Как у бабочки. Полуребенок, резвое, грациозное существо. Стремительно взрослеющая, открывшая для себя возвышенную поэзию любви. Перешагивающая границу жизни и смерти.

Трудно представить, какими путями двигалась мысль режиссера. Видимо, изначально предполагалось, что Джульетты невинно-резвой, Джульетты нежной и влюбленной, Джульетты трагической в современной постановке быть не должно. А какой она должна быть?

В "Этюдах к Шекспиру" Фильштинский предлагал актерам поимпровизировать, самим поискать образные решения. Что-то от прошлогоднего эксперимента уцелело и в новой постановке. "Загадку Джульетты" Кормишева решает так: ее героиня - девушка без комплексов. Движения и интонации бойко-развязны. И смотреть на это жалко. Разочаровывает как-то. И призадумываешься. Была ли Джульетта, как теперь модно говорить, раскованной? Да еще по-российски, с привкусом грубоватой уличной вульгарности? Неужели ее, эту оторву, полюбил мечтательный Ромео?

Ромео (Гия Кузубов прекрасен - рост, фигура, тонкие черты лица, синие глаза. Остается только придумать, как использовать выигрышные внешние данные. На мой вкус, не надо бы делать брови домиком - это любому прекрасному лицу придает глуповатый вид.

Кстати, о глупом выражении лица. Почему-то в Голливуде рты красоток постоянно приоткрыты. Очевидно, такова голливудская концепция красоты - открытый рот выступает как главная примета сексуальной притягательности героини и ее доступности. Англосаксонской красоте открытый рот, может, и не очень вредит. А в русском варианте он наводит на мысли не столько о сексе, сколько о некоторой умственной неполноценности или о не удаленных у красавицы аденоидах. Джульетта, закрой рот, простудишься!

Впрочем, Джульетта ли она? Судя по знаменитой любовной сцене, она скорее енот-полоскун. Парочка полоскунов. Таз с водой фигурирует и здесь. Изрядно облив друг друга водой из таза, влюбленные исчезают во внезапно обрушившейся на сцену тьме.

Решение предметного мира спектакля вообще довольно забавно. Зрители хихикают, разглядывая полуголого францисканца Лоренцо. Монах подлетает к колоде, в которую воткнут топор. Плаха это что ли? Головы им отрубить, Ромео и Джульетте, - и вся недолга! Чего там возиться! Но нет, все не так ужасно. Под рукой у духовного лица есть полешки. Рясу долой! Раззудись, плечо, размахнись, рука!

Про таз, в котором все желающие могут вымыть ноги, а потом в нем же и физиономию умыть (такова последовательность!), уже говорилось. По сцене носят огромные и в силу своей огромности едва узнаваемые репродукции - это синьор Капулетти демонстрирует нам свою коллекцию живописи итальянского Возрождения. Ну что ж, мафиози часто интересуются искусством - з.а. РФ Александр Амелин играет как всегда богатого негодяя, не чуждого и некоторых благих порывов.

В искусстве начала семнадцатого века рождается стиль барокко. И трагедии Шекспира, и ранняя опера - принадлежность барокко. Как и в опере, у Шекспира действие иногда приостанавливается. Герои рассуждают - "поют арии". Конечно, не арии в прямом смысле - монологи. Шекспировские монологи прекрасны, как сонеты. Обычно они достаются главным героям. Одну такую барочную "арию" - рассуждение о фее Маб, насылающей сны, - произносит Меркуцио. Самая что ни на есть популярная идея барочного искусства. Сон, его странность, его схожесть со смертью, его привлекательность и опасность, в нем заключенная… Жалко было бы, если бы этот монолог в постановке пропал. У Артура Ягубова не только не пропал - превратился в главный, самый запоминающийся эпизод пьесы. Пафос, неуловимо преображающийся в иронию, игра, смех - а через десять минут его не станет, это будет первая смерть в трагедии, и ее Шекспир посылает самому веселому и жизнелюбивому своему герою.

Барокко наводняет мир толпами персонажей. "Многофигурную композицию" создает и Фильштинский, выпуская в первой сцене первого действия на улицу Вероны разномастную толпу (студенты мастерской з.д.и. РФ В.Гвоздкова). На сцене толкутся (надо сказать, довольно шумно и бестолково одетые в яркие одежки начала XXI века горожане Вероны. Во дворце Капулетти жители Вероны попадают на несколько веков назад, во всяком случае, что касается костюмов - они переодеты в карнавальные наряды, лица скрыты за венецианскими карнавальными масками. Здесь еще один удачный этюд (один из четырех, по моим подсчетам, удачных эпизодов спектакля. Три других - Ягубовский монолог, Аржаева-посудомойка, Марушев с тазом). Джульетта танцует. Танец механистичен и страшноват. Ее окружают и чуть ли не душат карнавальные маски. Этот "танец зла" сопровождается тремя барабанами. Монотонное звучание барабанов, барабанное крещендо, барабанная жесткость и жестокость - единственный пример выразительного использования звукового фона в спектакле.

В остальном же музыкальное оформление спектакля (Владимир Бычковский мне кажется неудачным. Не соответствует духовной атмосфере действия, неоправданно разнородно.

Вообще, многое в спектакле пока неоправданно и малоинтересно. Скучноватый он, оказывается, Шекспир-то этот ваш… Впрочем, нам показали второй состав. Думается, первый - О.Аржаева (Джульетта), А.Ягубов (Ромео), А.Марушев (Меркуцио), з.а. РФ В.Гальченко (Лоренцо - играет великую трагедию Шекспира более рельефно.

Дарья МАЛЕЕВА

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.