27 февраля 2007 г.
Прирост продаж иномарок в Самарской области в этом году может составить около 60-70%. При этом в Самаре и Тольятти есть дилеры практически всех марок, за редкими исключениями в виде дорогих и эксклюзивных. Продажи могли быть еще больше, если бы не некоторые обстоятельства, например, плохие дороги, несовершенная система кредитования, нехватка персонала и, как ни странно, квоты.
Как все начиналось и к чему пришло
Первой продавать иномарки - корейские Hyundai - начала в 1993 году компания «Арго-Моторс». Вслед за ней в губернии стали появляться автосалоны по продаже и других марок. За 14 лет самарский авторынок, несмотря на присутствие в регионе Волжского автозавода, по праву стал считаться одним из крупнейших по стране, уступая лишь московскому, питерскому и екатеринбургскому. Лидерство Самары объясняется просто: довольно большое количество фирм, занимавшихся изначально продажей вазовских машин, переключились на иномарки
В настоящий момент в автосалонах Самары и Тольятти можно приобрести практически любую марку иностранного производства, за исключением особо дорогих или эксклюзивных. Более того, число автосалонов с каждым годом продолжает расти. Недавно в губернии появились официальные дилеры таких марок, как итальянские FIAT и Alfa Romeo, а также испанского SEAT.
Одновременно с увеличением количества официально представленных марок изменялись и требования дистрибьюторов к дилерам, касающиеся самой продажи и обслуживания иномарок. Если 10 лет назад нередки были случаи, когда человек мог прийти выбирать машину на уличной стоянке, то сейчас все дилеры предлагают своим клиентам прицениться ко всему модельному ряду марки в шоу-руме. Более того, наметилась тенденция постоянного увеличения площадей шоу-румов. По словам генерального директора ЗАО «Арго-Моторс» Сергея Быватова, сейчас новые автосалоны строятся с шоу-румами не менее 500 кв.м., а то и больше. В результате, некоторые официальные дилерские центры в Самаре больше удовлетворяют требованиям дистрибьюторов, чем их аналоги в Москве или за рубежом, построенные два-три года назад.
«СОК» - «акула» самарского авторынка
Общая практика такова, что в большинстве случаев одна компания является официальным дилером одной марки. Хотя не являются исключительными случаи, когда фирма продает автомобили двух, трех, а то и больше иностранных производителей. Это, например, тольяттинская «Пурпе» (Mazda, Land Rover, Jaguar и Volvo), московский «Автомир» (Suzuki, Skoda и Ford), самарская группа «Арго» (Audi и Hyundai и ряд других. Но дальше всех пошла группа «СОК», сумевшая консолидировать через аффилированные структуры наибольшее количество марок иностранного производства. В настоящее время в салонах «СОКа» можно приобрести автомобили Peugeot, Ford, Nissan, Mitsubishi, KIA, Toyota, Lexus, Opel, Chevrolet, Hummer, Cadillac, SAAB, Daewoo, SEAT, Chery. Кроме того, сейчас группа ведет строительство еще двух центров по продаже Infiniti и Citroen. А вот зачем «СОКу» понадобился Citroen, даже предположить трудно. Продажи Citroen идут так себе: машины этой марки не пользуются в губернии большой популярностью. Скорее всего, «СОК» просто решил взять себе марку в коллекцию или имеет какого-то туза в рукаве для ее дальнейшего продвижения.
В сложившейся ситуации поспорить с группой не может никто. Ведь практически все марки уже распределены. И пока передела рынка не намечается. Поэтому, скорее всего, группа еще довольно длительное время будет являться лидером самарского рынка как по числу представленных марок, так и по продажам.
Продажи по-самарски
Продажи иномарок в Самарской области, впрочем, как и по всей стране, растут вот уже последние года три. И этому не мешает даже присутствие в Тольятти крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗа», который предлагает машины дешевле $10 тысяч. При этом, как показывает статистика, в губернии все большей популярностью пользуются машины так называемого среднего ценового сегмента. Люди все больше уходят от бюджетных иномарок к автомобилям подороже.
При этом самарский рынок имеет и свои особенности. По информации «Советника», первое место по продажам в губернии занимает, как ни странно, Toyota, а не Ford, являющийся лидером по России. Почему так происходит, можно только гадать. В Самаре и Toyota, и Ford продают по два дилера. Скорее всего, тут играют немаловажную роль большие очереди на Ford Focus. Причем такое положение вещей характерно и для большинства других популярных марок.
Еще в прошлом году дилеры заявляли, что могли бы продать машин как минимум на 50% больше, если бы не квоты. Похоже, и в этом году ситуация повторяется. Как сообщили «Советнику» в компании «Автоповолжье», сейчас на Renault Logan очередь на машины расписана до января 2008 года, а летом новую машину нужно было ждать до полугода. И это несмотря на то, что многие автопроизводители квоты постоянно увеличивали. Но, по всей видимости, не в тех объемах, чтобы полностью удовлетворить спрос. Иначе в самарских и тольяттинских автосалонах не было бы очередей.
Правда, некоторым компаниям все же удалось решить проблему с квотами. «Accent и Sonata от ТагАЗа у нас всегда в наличии», - сообщил генеральный директор ЗАО «Автосалон Арго» Леонид Захаров. Несколько хуже, по его словам, обстоят дела с корейскими машинами. При этом, по оценкам Леонида Захарова, за этот год продажи Hyundai в области вырастут в два раза. «Могло быть и больше, но не хватает машин», - добавил он.
Также на продажи очень сильно влияет качество обслуживания. Не секрет, что сейчас многие компании занимаются переманиванием как менеджеров по продажам, так и технических специалистов. При этом возникает бешеная ротация кадров, а реально хороших специалистов достаточно мало. В результате, прием на работу - от безысходности - непрофессионалов приводят к нелестным отзывам по марке.
Не стоит также забывать и про извечную российскую беду – дороги. Но, если эта проблема будет решена, продажи иномарок вырастут.
Также достаточно заметно тормозит продажи существующая система автокредитования. Сейчас лишь считаные автопроизводители предлагают потенциальным покупателям собственные кредитные программы с небольшими процентами.
Перспективы
У самарского рынка есть несколько вариантов дальнейшего развития. В первую очередь, рано или поздно многим дилерам придется перестроить существующие автосалоны, чтобы они соответствовали всем требованиям. Кто не захочет делать это, теоретически может лишиться дилерского соглашения. Что, в свою очередь, может привести к появлению на рынке новых игроков. Более того, существует мнение, что в ближайшем будущем во всех крупных городах будет как минимум по два, а то и три дилера наиболее популярных марок. Уже сейчас в Самаре так продаются Toyota, Ford и Hyundai.
Пока остается неохваченным «китайский» сегмент рынка. В принципе, эксперты считают это направление весьма перспективным, но только в будущем. Пока китайский автопром по качеству проигрывает всем. Тем не менее, «СОК» рискнул взяться за продажи Chery. И судя по количеству Amulet и Tiggo, ему это вроде удается.
Таблица продаж некоторых иномарок в Самарской области за 9 месяцев 2007 года
(по данным «Советника»
МАРКА
САМАРА
ТОЛЬЯТТИ
ДИЛЕР
Citroen
-
60
АМ Авто
Ford
2340
768
"Самарские автомобили", "Автомир", "Имола"
Honda
453
304
"Автоимпорт", "Автотрейд"
Hummer
8
3
"VIP-Авто"
Hyundai
1800
418
"Автосалон Арго", "МК-Моторс", "Колис", "Автофан"
Land Rover
-
88
"Пурпе-Авто"
Lexus
980
-
"Lexus-Центр-Самара"
Mazda
459
432
"Пурпе-Авто"
Mitsubishi
1276
389
"Самарские Автомобили", "Ориент Моторс"
Nissan
1738
247
"Самарские автомобили", "Викинги"
Opel
1263
437
"VIP-Авто", "Автофан", "Марш"
Peugeot
616
-
"Самарские автомобили", "Тольятти Центр"
Porsche
-
52
"Porsche Центр Тольятти"
Renault
954
997
"Автоповолжье", "Лант"
Skoda
350
137
"Автомир", "Премьера Центр"
Toyota
4598
2724
"Toyota-Центр-Самара", "Тон-Авто"
Volvo
33
116
"Пурпе-Авто"
Volkswagen
290
165
"Премьера", "Диверс Моторс"
Subaru
452
298
"Авиавто", "Арена Авто"