19 сентября 2007 г.
То, что банковский рынок сегодня набрал обороты в своем развитии, трудно не заметить. Чего стоит реклама банков и банковских услуг, в которой в буквальном смысле утопает наш город. Про доступность потребительских кредитов и ипотеки, взять которые сейчас можно, затратив минимум времени и сил, знают даже дети. Подкрепить эти сведения мы решили количественными показателями, полученными самарскими социологами.
Социологи решили выяснить, какой из самарских банков жители нашего города знают лучше всего и какими банковскими услугами они пользовались за последний год. В ходе исследования было опрошено 500 человек в возрасте старше 16 лет.
По данным опроса, проведенного Самарским фондом социальных исследований в рамках проекта «Медиа-Микс Самара», спрос на банковские услуги сегодня неуклонно растет. Впрочем, увеличивается и их ассортимент.
По оценкам специалистов, это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, возросшими потребностями самого населения, а во-вторых, усилившейся конкуренцией на банковском рынке. Естественно, чтобы выжить в такого рода естественном отборе, банки вынуждены предлагать своим клиентам все новые и новые направления, говорят социологи.
Результаты исследования показывают, что чаще всего с помощью банка граждане производят оплату коммунальных услуг (31,5%), снимают деньги посредством пластиковых карт (16,2% и пользуются услугами потребительского кредитования (11,8%).
К числу наиболее востребованных населением банковских услуг можно отнести и такие, как наличие в банке персонального текущего счета «до востребования» и оплата через банк услуг связи и телекоммуникаций, это подтверждают 11% опрошенных в обоих случаях.
Однако довольно велик список и тех услуг, которые граждане используют исключительно редко. Как ни странно, но, по данным соцопроса, к ним относится в том числе и ипотека. Так, ипотечный кредит в банке оформляли лишь 0,4% опрошенных респондентов.
В списке отстающих и автокредитование. Этой услугой также пользовались всего 0,4% из всех опрошенных.
По результатам опроса без внимания остаются и такие виды услуг, как использование систем удаленного управления счетом (интернет-банкинг, телефон-банкинг, sms-бан). По-прежнему непопулярны и индивидуальные банковские ячейки-сейфы. При всех своих явных преимуществах они почему-то упорно игнорируются потребителями - ими пользовались всего 0,2% опрошенных. Кстати, 37,9% опрошенных за последний год услугами банка вообще не пользовались.
Из всей совокупности банков, представленных в Самарском регионе, лидирующие позиции по популярности занимают три бессменных лидера. По словам социологов, они не меняются уже не первый год. Это, конечно, Сбербанк России - его знают почти все, то есть 93% респондентов, причем 49% из них активно пользуются именно его услугами. Газбанк знают чуть меньше - 77,4% опрошенных. На третьем месте банк «Русский стандарт» - об этом заявляют 54% участников опроса, его услугами пользуются 12% из них. К этой же категории можно причислить также АвтоВазБанк, «Солидарность», «Хоум-Кредит» - они известны также примерно половине участников опроса.
Интересно узнать, что к категории менее известных банков в Самаре, по данным опроса, социологи отнесли «Автомобильный банкирский дом» - 2,2%. О существовании банка «Форштат» знают 2,4% опрошенных. Малоизвестным является и УРСАБАНК - лишь 3,2% информантов знают о нем. Опрошенные также отметили, что никогда не пользовались услугами этих банков.
Социологи выяснили, что операторам торговых сетей лучше не располагать магазины рядом с банками, а держаться от них подальше. Исследования показали, что, выходя из банка, человек удаляется от него довольно быстрыми шагами. Поэтому расположенный вблизи магазин он обязательно пропустит.