24 сентября 2007 г.
Куда мы направляемся, задумываясь о смене интерьера или приняв решение сделать ремонт? Конечно же, в специализированный торговый центр. Но что является решающим фактором, когда мы делаем выбор в пользу того или иного торгового центра? Удобное местонахождение, соотношение «цена-качество», выбор товаров или само место покупки? Социологи Самарского фонда социальных исследований провели опрос горожан и попытались выяснить, какие из специализированных торговых центров Самары, реализующих строительные материалы, жители знают лучше всего
Специалисты Самарского фонда социальных исследований в рамках проекта «МедиаМикс Самара» в ходе исследования опросили 500 человек в возрасте от 16 лет.
Социологи задали вопрос жителям Самары: «Какие из специализированных ТЦ города вы знаете и какие из них посещаете?». На базе анализа полученных данных мы составили рейтинг наиболее популярных и посещаемых специализированных торговых центров в Самаре.
Известность
По результатам опроса ответы распределились следующим образом. Из всей совокупности наиболее известных жителям специализированных торговых центров выделяются три явных лидера: Castorama - о нем знают 43% респондентов, «Муравейник», известный 38% опрошенных, и «Старик Хоттабыч», о котором заявили 33% участников опроса.
Теперь возьмем популярность этих же центров, но только год назад, и посмотрим динамику их рейтинга среди ТЦ Самары. В этом отношении можно сказать следующее. За это время известность Castorama выросла на 16%, еще год назад о нем знали только 27%. А вот ТЦ «Муравейник» и «Старик Хоттабыч» явно потеряли в рейтинге, причем в среднем также на 15%, только вниз. Еще год назад о знании этих ТЦ заявляли ровно 50% участников опроса, отмечают социологи. Сегодня их меньше.
В категорию малоизвестных, впрочем, как и наименее посещаемых специализированных ТЦ, по результатам опроса вошли такие, как «Быстросклад» - о нем знают лишь 8% опрошенных; мебельный отдел ТЦ «Европа» - он известен 11% респондентов и ТЦ «Планета Мебели» - о его существовании знают 12% участников опроса. Следует отметить, что рейтинг популярности двух последних за год практически не изменился. А вот о «Быстроскладе» сегодня знают на 5% меньше, так как по результатам опроса 2006 года о знании этого торгового центра заявили 13% опрошенных.
Посещаемость
Социологи выяснили, что наиболее посещаемым ТЦ данной категории также является Castorama. Материалы для ремонта здесь покупают 9% опрошенных. За ним следуют ТЦ «Муравейник» и «Скала», набравшие по 4% ответов респондентов. Третье место в рейтинге посещаемости занимает ТЦ «Победа» - 3% опрошенных приобретают строительные материалы именно здесь. А вот в «Быстросклад» заходят лишь 0,2% респондентов. Чуть более посещаемым можно назвать ТЦ «Джинн Строй» - сюда ходят 0,8% опрошенных. К малопосещаемым ТЦ Самары можно отнести также торговые центры «Интермебель», «МегаМебель-2» и «Три гнома» - покупки в них совершает 1% участников опроса. Результаты исследования также показали, что мебельный отдел в ТЦ «Европа», так же как и ТЦ «Планета Мебели», респонденты не посещают вообще - 0% голосов.
Социологи отмечают, что посещаемость специализированных торговых центров во многом зависит от сезонных колебаний. Впрочем, это известный факт. Некоторые торговые центры для увеличения продаж и, соответственно, получения наибольшей прибыли в весенне-летний период меняют график работы: работают без выходных либо увеличивают время работы, говорят специалисты. Например, открываются на час раньше, а закрываются на час позже. Однако, как показывают результаты опроса, активизируются покупатели торговых центров стройматериалов совсем не летом, как считают многие, а осенью. Если быть более точными и верить результатам опроса, то с сентября по декабрь. Потом волна посетителей идет на спад, до следующего всплеска. Это закономерно, считают специалисты торговой сферы, - заканчивается пора отпусков и дачных работ, люди начинают готовиться к зиме, ремонтировать и утеплять дома. Эту мысль подтверждают и полученные в ходе опроса количественные показатели. Так, например, отмечают социологи, посещаемость магазина Castorama весной 2006 года составила 3,8% респондентов, осенью того же года их количество увеличилось до 8,5%, а в декабре выросло еще - до 11,1%.
В заключение небезынтересно отметить, что 31% опрошенных специализированные торговые центры вообще не посещают, предпочитая приобретать строительные материалы на рынках или в других торговых точках. Год назад их количество было на 9% больше, то есть 40%.
Специалисты считают:
Решающими факторами при выборе ТЦ для покупателей являются прежде всего:
- удобное месторасположение ТЦ;
- ассортиментная политика;
- уровень сервисных услуг;
- ценовая политика.
Предложение покупателю нужного набора товаров по доступной цене с соответствующим уровнем сервиса позволяет торговым представителям сформировать приверженность клиента именно к своему магазину и минимизировать его покупки в других.
Не стоит забывать и о том, что каждый торговый представитель ориентируется на определенную потребительскую категорию. Этот фактор также играет немаловажную роль в отношении посещаемости.