Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Светлана Жданова: «Пока в Самаре есть что спасать…»

17 марта 2007 г.

Завтра Всемирный день охраны культурного наследия. В Самаре немало домов с богатой историей и оригинальной архитектурой. К сожалению, многие из них находятся в удручающем состоянии. Кто же должен взять на себя заботу о сохранении культурного наследия – государство или частные инвесторы? Эта и другие темы прозвучат сегодня на пресс-конференции с участием руководителя Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Светланы Ждановой.

С нового года часть полномочий по охране памятников передаётся субъекту Федерации. Теперь вопросами сохранения, использования, популяризации и охраны культурного наследия в каждом регионе будет заниматься самостоятельный орган исполнительной власти. Кроме того, новый закон снимает запрет на приватизацию федеральных памятников культуры. Однако этот процесс станет возможным только после уточнения всех условий. Например, будущего собственника обяжут сохранить фасад здания или его интерьер, в зависимости от того, что именно представляет культурную ценность. Будут составлены единый реестр памятников и отдельный перечень объектов культурного наследия, которые не могут быть переданы в частные руки.

…У Светланы Ждановой к каждому памятнику особое отношение. В этом мы убедились во время экскурсии, которую она провела для журналиста «СГ» накануне пресс-конференции. Мы посмотрели памятники архитектуры, которые нуждаются в реставрации, и те, что вернуть в первозданном виде уже невозможно. Но есть и истории со счастливым концом.

-Кухмистерская фон Вокано – это австрийский типовой проект, но он для нас уникален тем, что таких зданий в Самаре больше нет, – рассказывает Светлана Вениаминовна. - Это памятник федерального значения, но в силу разных манипуляций, которые были произведены, а имущественно он находился в муниципалитете, в итоге оказался в частных руках. Здание совершенно разорено, но, несмотря на это, там еще есть что сохранять: деревянные потолки, уникальное строение крыши. Единственное, что нам удалось за последнее время, так это убедить нового собственника, чтобы он провел первоочередные противоаварийные мероприятия. Закрыты окна, пробоины в крыше. Но, к сожалению, работа идет очень медленно, и пока нет даже проектной документации. Это связано с тем, что реставрация такого здания потребует больших вложений.

С собственником заключены охранные обязательства. Но у меня есть подозрение, что он раздумывает, что делать с этим памятником дальше. Потому что стоимость реставрации – десятки миллионов.

Проблема сейчас в том, что законодательно мораторий на приватизацию памятников федерального значения должен быть снят в октябре этого года. Но практически это можно будет сделать только после того, как каждый памятник получит правовой статус, будет определен предмет охраны, охранная зона, территория, заключены охранные обязательства с собственником. Только когда все требования закона будут соблюдены, будет разрешена приватизация. Собственник получит вместе с объектом недвижимости и целый комплект обязательств, которые он примет на себя и должен будет исполнять.

Нет документов -

нет памятника

- …На Фрунзе, 128 раньше стоял одноэтажный дом с мезонином. Был и палисадник. Но это место оказалось проданным застройщику, который обязался сохранить фасад. Самарский архитектор сделал проект по его сохранению. Только согласно ему здание почти в 2 раза оказалось больше. Теперь на этом месте двухэтажное строение. И оно весьма отдаленно напоминает памятник, который здесь находился. А ведь это был единственный одноэтажный дом с мезонином в Самаре! С моей точки зрения, это варварство и преступное деяние всех участников этой истории начиная с господина Лиманского, который разрешил снос здания, до архитектора.

Мы останавливали строительство. Но прокуратура признала, что застройщики правы. Мы не согласились с таким решением, но за это время уже разрушили здание и стали строить новое. Мы вновь обратились в прокуратуру. И правоохранительные органы сейчас занимаются вопросом разрушения памятника архитектуры. Я думаю, если в этом деле прокуратура основательно разберется, если мы в суде объясним, как, каким образом собственники обходили законодательство, то это станет уроком всем: и архитекторам, и строителям, и органам охраны, и чиновникам, и депутатам , и жителям города.

Для того, чтобы вновь выявленный памятник был поставлен на охрану, стал субъектом права, нужно, чтобы он был поставлен на учет в соответствии с действующим законодательством. Этого не было сделано. Когда рассматривалось дело, собственник потребовал документы, подтверждающие, что это здание – памятник архитектуры.

Подобных случаев выявлено большое количество. Практически все беды, которые происходили и происходят с памятниками на территории Самары, связаны прежде всего с тем, что не утверждены их списки. По результатам инвентаризации в 2001-2004 годах эти списки уже были сданы в министерство культуры, но до сих пор губернатором они не утверждены по целому ряду причин. Реальность такова – мы все не сделали то, что должны были. Почему я говорю « мы все»? Все это происходило при молчаливом содействии всех, кто живет в этом городе, и тех, кто профессионально занимается архитектурой, строительством, охраной, законодательством…

Органам охраны безразлично, кому принадлежит памятник – городу, области, частному лицу. Сохранение его, содержание, использование – это отдельное законодательное регулирование. Памятник может находиться в частных руках, только не надо его разрушать. Владелец должен обеспечить его сохранность. Предмет охраны определяется в документах, которые и сопровождают этот памятник.

Кто в доме хозяин

- …Дом, в котором жил М.Горький. В цокольном этаже находилась его комнатка. Это памятник федерального значения. Более того, здание должно было быть отреставрировано в порядке, определенном законом. На деле мы видим евроремонт! Причем здесь нет даже таблички, свидетельствующей о примечательности этого дома.

Когда он пришел в аварийное состояние, литературный музей просто вывезли. Но разве есть решение о том, что здесь музея никогда уже не будет? Что этот памятник снят с охраны? Мы сейчас разбираемся и в этой истории.

А вот, например, в хорошем состоянии отреставрированное здание, где сейчас располагается Госсвязьнадзор. А могло быть разрушено. И точно так же погибло бы, как погибли памятники, на месте которых сейчас стоят современные здания. Дом без жизни так же, как и дом, у которого слишком много хозяев, гибнет.

Улица Алексея Толстого – одна из самых старых в городе.

Дом Дворянского собрания. Памятник федерального значения. Раньше это здание было скрыто старыми деревянными домами от Волги. Сейчас оно открыто. Что с ним предполагается делать, неизвестно. Но находится дом в чудовищном состоянии. В нем живут люди. Понятно, что они не могут взять на себя реставрацию. И это ещё одна серьезнейшая проблема.

Как быть с такими домами? В первую очередь муниципалитет не должен был доводить их до такого состояния. Это муниципальная собственность. Своевременно в сфере наследия не было произведено разделение имущества. Сейчас этот процесс должен быть осуществлен буквально за полгода, октябрь - крайний срок.

…Дом губернатора - Алексея Толстого,3 - потрясающее здание, памятник федерального значения. Причем находится пока в очень неплохом состоянии. Несколько лет этот дом принадлежит областной администрации. Однако он никак не используется и от этого медленно гибнет. Для реставрации необходимы очень большие деньги. А напротив, между тем, в прелестном отреставрированном здании находится Торгово-промышленная палата.

Должна быть создана в России единая система охраны памятников истории и культуры. Последняя по времени законодательная инициатива и направлена на то, чтобы таковая была создана. Самостоятельный орган охраны памятников в субъекте Федерации станет звеном единой вертикально выстроенной системы. На федеральном уровне выполняются надзорные функции и осуществляется исполнение ряда полномочий в сфере охраны и сохранения культурного наследия. Но часть полномочий должна быть передана в региональные органы. Сейчас все субъекты Федерации заняты созданием соответствующего самостоятельного органа исполнительной власти. Должно произойти, в том числе, и имущественное разделение: что остается в федеральной собственности, а что отдается под контроль муниципалитета. Это большая и серьёзная работа. Я не могу с уверенностью сказать, что в настоящее время в Самаре она идет. Почему так необходим этот орган? Эта работа должна быть системной, планомерной, должна быть программа. Пока нет органа, который этим бы занимался.

О том, что под землёй

- Ни разу в городе при отводе площадки под строительство её не обследовали с точки зрения археологии. Хотя по закону это необходимо делать ещё перед проектированием. В исторической части города не может не быть памятников. Это культурный слой. Он не может быть потревожен без соответствующего сопровождения, без участия профессионалов – археологов..

Мы, например,практически ничего не знаем о Самаре 16 - начале 17 веков. И, наверное, никогда не узнаем из-за прежнего бездумного варварства на территории исторической части города. А мечтаем о возможности увеличения возраста города… Так не должно продолжаться.

Хорошо, что сейчас у нас налажен диалог с городской администрацией. Передача целого ряда участков под строительство приостановлена до согласования с нами или министерством культуры и молодёжной политики. Должна быть экспертиза на соответствие законодательству об охране памятников. Сами застройщики должны быть заинтересованы в ней. Именно потому, что если в процессе строительства выяснится нарушение законодательств и разрушение памятника, это приведет к огромным убыткам и уголовной ответственности.

Речь не идет о запрете строительства в исторической части города вообще. Город должен развиваться. Но мы должны системно подходить к этому вопросу. Хочется надеяться, что теперь все будет по-другому.

Елена ГЕНИНА, Майя БРОД («КП» - Самара», Нат БАЛЫ

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.