16 марта 2007 г.
Девять из десяти опрошенных самарцев наверняка назовут набережную своим любимым местом в городе. Кто-то любит прогуляться, любуясь волжскими просторами, кто-то занимается здесь спортом, многие с удовольствием проводят летние вечера в открытом кафе. И, пожалуй, пока наша набережная лучше всего приспособлена именно для завсегдатаев кафешек. В планах городских властей — борьба с "навязчивым сервисом". Вчера этот вопрос обсуждался на совещании у первого заместителя главы города Сергея Арсентьева.
Два с половиной месяца собирали и обрабатывали специалисты департамента потребительского рынка, департамента культуры, департамента образования предложения по обустройству набережной. Невооружённым глазом видно: гордость Самары сегодня далека от совершенства. Многочисленные летние кафе с сомнительной кухней, орущая музыка и дым из многочисленных шашлычных... Перемены, в общем, необходимы.
Сергей Арсентьев подчеркнул:
- Однозначно можно сказать, что набережная должна стать другой, количество кафе будет серьёзно сокращено, мы сделаем всё, чтобы исчезли кухни, от которых в прошлые годы страдали жители не только близлежащих домов, но и районов. И, конечно, необходим жёсткий контроль за уровнем шума.
Набережная будет разбита на зоны в соответствии с интересами определённой категории людей. Будет ретро-зона, детские площадки, места для занятий спортом.
Особых противоречий у участников совещания нет, хотя спорные моменты всё же имеются. Были достаточно радикальные предложения, к примеру, убрать все кафе со старой набережной. Но это не выход - даже если кафе нет, это не помешает желающим выпить, люди , будут располагаться на лавочках или прямо на траве. Таким образом, проблемы с общественной безопасностью могут возникать и если кафе оставить, и если их убрать.
Кроме того, до сих пор не ясно, сколько кафе будет на набережной. В предыдущие годы здесь располагалось 46 кафе и 46 кухонь. На данный момент есть несколько вариантов: МП "Самарская набережная" предлагает, чтобы на набережной располагалось 30 кафе, департамент потребительского рынка намеревается сократить эту цифру до 19. И главное — изменится качество обслуживания:
- В городе есть достаточное количество предприятий общественного питания, которые имеют серьёзную репутацию и возможность вкладывать деньги. Есть рестораны, которые уже известны горожанам. Для того, чтобы сделать рекламу своему ресторану, они могут выставлять кафе на набережной. По опыту прошлого года мы знаем, что, например, в кафе "Отдых" были достаточно высокие цены и минимум сервиса. И тем не менее, там всегда было много посетителей. Но потребность в нормальном обслуживании есть. Мы постараемся сделать несколько кафе, в которых будет запрещена продажа алкогольных и слабоалкогольных напитков. Для них будет другая стоимость аренды земли, - говорит Сергей Юрьевич.
Индивидуальные проекты по каждому из кафе будут согласованые архитектором города, с архитекторами районов. Отбор будет проводиться по принципу предоставления качественных услуг. Определённое значение имеет финансовая составляющая.
- Мы можем с уверенностью сказать, что никому не придется давать взятки, - подчеркнул Сергей Арсентьев. - Будут абсолютно открытые цифры, сколько стоит один квадратный метр за аренду и какие средства необходимо вложить.
Что касается площади заведений, в прошлые годы нередки были случаи, когда договор заключался на 60-70 квадратных метров, а реально кафе занимали 200-300 метров. Теперь такого не будет. С кафе мы заключим договора именно по той территории, которую они занимают.
Ещё одна претензия к летним кафе - то, что многие из них имели в оформлении элементы, содержащие рекламу пива и других алкогольных напитков. Отчасти за счёт владельцев кафе в администрации планируют привести набережную в нормальное состояние. По предварительным подсчётам, минимальная сумма, которая требуется для капитального ремонта, составляет 24 миллиона рублей. Сергей Арсентьев заметил, что обсуждение идёт довольно бурно и одним совещанием дело не ограничится:
- Сейчас идет активное обсуждение деталей, есть споры. Поэтому концепция, скорее всего, будет реализовываться в течение нескольких лет.
Дмитрий Харчев, заместитель главы г. о. Самара по потребительскому рынку:
Единственное, в чем мы сошлись во мнениях - в том, что необходимо привлечь организации, имеющие достаточную репутацию и возможность квалифицированно обслуживать горожан, способные вложить средства в развитие данных видов услуг. Необходимо уходить от той формы обслуживания, которая была. Вопрос не столько в количестве, сколько в качестве обслуживания. Часто этим занимались люди не из данной отрасли. Наша концепция, как конечная, рассчитана, конечно, не на этот год. Мы стремимся к некоему сокращению количества еще и потому, что инфраструктура ближайших районов развивается, там открываются кафе, рестораны с достаточно высоким уровнем обслуживания.
- А вы не думаете, что сокращение кафе приведет к росту цен в тех заведениях, которые останутся?
- В этом году все полученные средства будут совершенно открытыми. Я просто не вижу, за счет чего должно произойти подорожание.
Екатерина Горбунова, заместитель главы города по социальным вопросам:
- Задача, которую поставил перед нами первый заместитель, — сделать набережную одним из центров культурной жизни. Идея, которую мы
озвучили, — разделить набережную на несколько зон, хотя это и не самое удачное слово. Чтобы не было, как раньше — в одном месте гуляют маленькие дети, и рядом катаются роллеры, которые могут их сбить. Пусть будет ретро-зона, где бы играл духовой оркестр, и люди старшего поколения могли бы потанцевать, детская зона, которая включит в себя не только детскую площадку, но и кафе с соответствующим ассортиментом, где не будет алкогольных напитков, зона для активного отдыха. С руководителем МП "Набережная" Галиной Гончаренко мы нашли полное взаимопонимание.
Галина Гончаренко, директор МП "Самарская набережная":- Это очень важный вопрос, потому что набережная - лицо города. У нас есть предложение уменьшить на 30% количество кафе, но увеличить реально занимаемую площадь этих заведений. То есть за аренду мы получим те же средства и хотим потратить их на реконструкцию набережной, установить бесплатные детские площадки, ретро-площадки. Будет организован отдых для детей с родителями и для пожилых людей. Я считаю, что обязательно должны быть какие-нибудь кафе-мороженое. Пускай без столиков, но обязательно должно быть место, где можно купить детям сладости, сок или лимонад. Считаю, что если все будет, как мы запланировали, то реконструкцию набережной мы начнем в этом году.
- Это будет только "косметический ремонт " или в результате реконструкции на набережной появится что-нибудь новое?
- Скорее всего, пока для нас это дорого. Но хотелось бы сделать фонтаны, возможно, музыкальные или с красивым световым оформлением. Например, хотелось бы привести в порядок фонтан у бассейна ЦСК ВСС, который когда-то был очень красивым. Тем более что сейчас технические и дизайнерские возможности очень велики.
- Как вы считаете, не скажется ли это все на уровне цен в тех же кафе?
- Я думаю — нет. Кафе дорожат теми клиентами, которых они приобрели за время работы. Заявки уже поступают, но пока мы только рассматриваем предложения. Потом среди них будет проводиться конкурс.
Елена Колычева