5 декабря 2006 г.
Чуть больше месяца в администрации городского округа Самара работает новая команда управленцев во главе с Виктором Тарховым, с огромным преимуществом победившим прежнего мэра на выборах. Люди, голосовавшие за новую городскую муниципальную власть, конечно же, понимают, что времени для знакомства с оставленным в наследство «багажом», для принятия каких-то системных, кардинальных решений у новых менеджеров было мало. Да и на первых порах рядовому горожанину вообще трудно себе представить тот объем проблем, с которыми придется столкнуться команде Виктора Тархова. И все же самарцы хотят знать, какие направления жизнеобеспечения города муниципалитет считает для себя приоритетными, над какими вопросами начинает работать'в первую очередь. Об этом мы и беседуем с главой города Виктором ТАРХОВЫМ
рил его городу. А сейчас господин Шокин «откручивает» уже другой парк, где им ни одного деревца не посажено, себе.Почему? За какие такие заслуги Самара » должна делать бизнесмену подобные подарки? К счастью, в борьбе за возвращение Загородного парка нас поддерживают и областная прокуратура, и самая широкая общественность, которая явно не желает быть «волжскими индейцами» в шохинской резервации.
- А с каким трудом удалось от-
стоять чуть-чуть не отданный тому же Шокину Дворец спорта. Хоро-
шо еще Минобороны вовремя вмешалось.
- Это была генеральная стратегия пре-
жнего мэра, выстроенная система продажи городского имущества без малейшей оглядки на то, нужно
ли городу это имущество или он может без него обойтись.
Примеров огульного разбазари-
вания - масса. Так что приходит-
ся радоваться, что еще из боль-
ницы Семашко культурно-развлекатель-
ный центр не успели сделать.
- А как будете исправлять ситуа
цию?
- Сейчас уже подготовлен перечень
всего отторгнутого от города имущества.
Он велик. С владельцами каждого
объекта начали переговоры. Во-первых,
изучаем законность передачи. Во-вторых,
если все условия соблюдены, просим
вернуть в бюджет разницу между рыночной стоимостью объекта и тем, что было заплачено за него по факту. Практически везде мэрия явно продешевила, причем с огромным ущербом для городской казны. Как я уже сказал, многие идут нам навстречу. Но вот господин Шокин — не идет. С ним будем работать через правоохранительные органы.
- Для реализации плана страте
гического развития Самары нужен
и бюджет соответствующий, и вне
бюджетные источники. На что рас
считываете здесь?
- Сейчас формирование бюджета идет
полным ходом. Обычно это рутинная
работа, но только не в этом году, так как
бюджет-2007 мы будем верстать по-дру
гому. Прежде в него не закладывалось
ни единого внебюджетного рубля: все
поступающие средства — и немалые —
были тайной за семью печатями даже
для депутатов, не говоря уже о жителях.
С первого января в бюджете будет про-
- Главные вопросы для нас сейчас и
в последующем — обеспечение безопас
ности жизни граждан и финансы. Бе
зопасность — в самом широком плане:
чистые и светлые улицы, четкая работа
муниципальных служб, спокойствие го
рожан за себя и своих детей и так да
лее. С удивлением для себя узнал, что
ежедневно (! до тридцати самарцев
оказываются покусанными бродячими со
баками. Всего же в городе обитает шес
тнадцать тысяч таких особей. И никто с
ними не борется. Выяснил: этими про
блемами традиционно занимался МУП
«Спецавтотранс», где были две бригады
по отлову бродячих собак. (Кроме того,
предприятие вывозит шестьдесят процен
тов городского мусора - это основная
его задача). Последнее время на содер
жание бригад по отлову бродячих жи
вотных денег не выделялось, люди не
работали. Но самое смешное, что и сей
час мы не можем выделить эти сред
ства. С 20 октября «Спецавтотранс» уже
не муниципальное предприятие, а акцио
нерное общество, и на прежних условиях мы с ними уже не можем работать.
Поэтому встречаемся, ведем переговоры.
Пока впечатления нормальные — люди
идут навстречу.
- Ничего себе, хороший «пода
рочек» оставила вам прежняя адми
нистрация...
- И если бы только один. Часть
распоряжений, которыми МУПы и дру
гие службы выводились на «вольные
хлеба», подписывалась мэрией 20 и
даже 24 октября. Паническое бегство
— ничего не боялись, торопились утя-
нуть куски пожирнее. До всех этих
распоряжений руки у нас еще дойдут.
Тем более что и новоявленные владель
цы идут на переговоры, вместе ищем ком
промиссы. По тому же «Спецавторан-
су», как выяснилось, процесс усыхания
доли муниципальной собственности на
чался еще полтора года назад, пока 20 октября она, эта доля, окончательно не
усохла. Я не против того, чтобы городс
кой мусор вывозил частник. Но непло
хо было бы заранее обговорить все ус
ловия, хотя бы ознакомить нас, новую
администрацию, с тем, как собрались вы
страивать с этим АО дальнейшую рабо
ту. Ничего не было сделано. Как хоти
те, так и разруливайте проблему.
А есть проблемы покруче. Например, Загородный парк. Он тоже оказался благополучно передан в частные руки вместе с землей и деревьями. Причем арбитражный суд в первой инстанции одобрил эту сделку, и регпалата ее зарегистрировала.
Что возмущает: полтора столетия назад самарец Струков, насадив парк, подписана каждая поступающая на город е кой счет копейка. Мы попытаемся нара г. тить внебюджетные источники — сейч; а обсуждаем, каким образом это сделат Хотя известно: чтобы успешно дела I- деньги, надо иметь очень большие ден I- ги. Но город все равно должен научит I- ся честно и грамотно зарабатывать I я свои нужды.
В бюджете-2007 впервые за долгое время вновь появятся сметы город ких районов. В них обязательно буд у заложены расходы по привлечению н - селения к реализации общегородсю !- проблем (чистота, озеленение, малые фо мы благоустройства и так далее). N очень надеемся, что возникнет своео | разное соревнование районов: кто то ковее развернется, кто эффективнее и пользует свой бюджет. Надеемся, что отношение людей к проблемам свое! района, своего квартала изменится. Д ь верие к власти возрастет. Потому ч и власть будет обустраивать город вмес о с его жителями. Одна из статей дохода — малый и средний бизнес. Коэффициент К-2 МЫ на 2007 год оставили без изменений, I увеличили плату за землю. По бла она теперь никому перепадать не б „§ дет — только если выгодно горо^ Так уйдем от непотребного вида лар ков и киосков. На днях встречался с областным министром сельского хозяйства и потребительского рынка Александром Васильевичем Румянцевым. Угадайте трех раз, сколь часто он встречался Лиманским? Правильно — ни разу. У н. же речь шла о чисто муниципальнс рынке исключительно с местными торговцами. В беседе участвовал и пре седатель облпотребсоюза Виктор Степ нович Шевяков, которому тоже очень интересно наше предложение. Договор лись о взаимодействии. Будем иска площадку. Заработает рынок — пойд отчисления в бюджет. Причем на такс
т рынке для поборов уже не будет условий, мафию мы туда не пустим. Все б дет открыто и честно.
- А с другими представителя областного правительства у вас отношения выстраиваются?
- Легко. Встречались с Ардалином Леонтьевым - обсуждали строительство физкультурно-оздоровительного ком лекса, с Путько. Без взаимодействия областной властью городу трудно. Например, мы заложили в бюджете возможность строительства двух-трех домов для переселения из ветхого фонда. Деньгами может помочь область. Но сначала должны быть акты землеотводов - тоже область, проектно-сметная документация - город. Так что только вместе проблему решим.
- Да, ветхое жилье для Самары давно уже головная боль. Впрочем, как и общежития, социальное жилье. Что планируется сделать для решения этой проблемы?
- В Самаре - 121 общежитие (примерно, население города Похвистнево).
Часть, кстати, даже не прошла госрегистрации. Но абы как относиться к этому жилью - нельзя. Сразу скажу: обещание дать право на приватизацию общежитских комнат будет выполнено. Но не сразу. Сначала надо провести полную инвентаризацию, разделив общежитский фонд на подлежащий передаче в личную собственность и тот, который останется в собственности города. После этого займемся реконструкцией большинства общежитий в малосемейки.
Приватизировать жильцы будут именно их, а не комнаты с удобствами в коридоре. Сюда же можно отнести и решение проблемы переселенческого фонда. Надо думать над его формированием, иначе ничего не реконструируем и не снесем.
С социальным жильем — сложнее. Нужно искать подходы к решению этой задачи. Главное — искать свободные средства. Но я думаю, со временем найдем. Государство ведь тоже заинтересовано. Вот по ветхому жилью самарцев перед выборами пугали, что денег не получат. Но выделяются деньги. И на дороги тоже выделяются.
- Виктор Александрович, су-" ществует ли у города реальная '- возможность помочь обманутым вкладчикам?
- Уже договорились с областным министерством строительства и регистрационной палатой о юридическом алгоритме по каждому дому. Те дольщики, кто берется самостоятельно достраивать свое жилье, - будут достраивать, поможем. По другим объектам ведем переговоры с инвесторами. Встречались с «Авиатрейдом», скупающим долги обанкротившихся строительных фирм. У меня создалось впечатление, что компания настроена социально правильно. Сейчас вместе решаем, как разнести долги между городом и дольщиками, не нанеся большого урона их бизнесу. Думаю, ситуация постепенно выправится. Теперь и мэрская подпись абсолютно бесплатна. И все риски дольщиков мы станем оформлять через страховые компании, чтобы не плодить проблемы в дальнейшем.
- Виктор Александрович, многие горожане испытывают чувство ответственности за новую, ими избранную даже вопреки мощному административному нажиму муниципальную власть. Скажите, они могут какого реально ей помочь?
- Скажу больше: мы ждем этой помоди. Я уже говорил о предложениях генплан, об участии в обустройстве своих районов.Будут общественные слушания по бюджету.Будет обкатываться система постоянноц обратной связи с населением.
Владимир Аникеев