24 сентября 2007 г.
Большое значение развитию почтовой службы в России с самого начала своего царствования придавал Петр I, который в 1696 году по просьбе английских и голландских купцов установил регулярную почтовую связь между Москвой и Архангельском, а в 1700 году – между Москвой и Воронежем. С 1703 года, после начала строительства на Неве новой российской столицы, начала действовать также постоянная линия связи между Москвой и Санкт-Петербургом.
Но лишь с 1717 года в соответствии с царским указом в российском почтовом ведомстве произошли коренные реформы. Главным изменением в этой системе стало разделение Почтового и Ямского департаментов. Задачей первого из них стала лишь исключительно пересылка письменных сообщений и товарных посылок по стране, а второе ведомство с того момента занималось только транспортными перевозками – пассажирскими и грузовыми. Именно тогда профессия под названием «ямщик» приобрела значение уже не «почтальон», а «извозчик» - то, под которым она нам знакома и сегодня. При этом и Почтовый, и Ямский департаменты подчинялись правительствующему Сенату, тогда же учрежденному Петром I.
С 1719 года началось создание постоянно действующей почтовой и ямской связи на всей территории нашей страны, границы которой к тому времени продвинулись уже до Тихого океана. В 1724 году начала действовать регулярная почтовая и ямская линия между Санкт-Петербургом и Сибирью, но, как это не странно, далеко не во всех губерниях и округах местные власти торопились открывать казенные почтовые учреждения. Только в 1740 году императрица Анна Иоанновна подписала специальный Указ об обязательном устройстве почты не только во всех губерниях, но также во всех провинциях и уездах. В связи с этим в 1742 году в Самаре, которая тогда входила в состав Сызранского уезда, впервые в истории города было открыто почтовое присутствие. Но подлинное становление почтовой службы в нашем городе началось только после 1780 года, когда по Указу Екатерины II Самара была объявлена уездным городом Симбирской губернии. С 1785 года у нас в городе стала постоянно действовать уездная почтовая контора. Вскоре после образования в губерниях земств, начала действовать также внутригубернская Самарская земская почта, а несколько лет спустя и Самарская городская почта.
ПОД ЗНАКОМ I
В 1890 году Самарская почтово-телеграфная контора взяла в аренду сроком на 12 лет дом купца Новокрещенова, что и по сей день находится на углу улиц Куйбышева и Ленинградской
Это он, самарский почтальон!
С 1885 года, после открытия в Самаре первого пункта телеграфной связи, был образован Самарский почтово-телеграфный округ. Объединение телеграфа и почты в одном ведомстве чрезвычайно благоприятно сказалось на финансовом состоянии всей службы связи. С этого момента по всей стране в целом и в Самарской губернии в частности началось быстрое создание обширной сети почтовых отделений. Уже к 1900 году они были организованы не только во всех губернских городах, но также во всех волостных селах.
В 1890 году Самарская почтово-телеграфная контора взяла в аренду сроком на 12 лет дом купца Новокрещенова, что и по сей день находится на углу улиц Куйбышева и Ленинградской (бывшие Дворянская и Панская). Как известно, в этом здании и поныне находится Самарский почтамт.
Любопытно, тогда за пересылку в другой город любого письма, неважно - открытого или закрытого (то есть в конверте житель Самары должен был наклеить на него марку ценой не менее 3 копеек. Если же пересылка осуществлялась внутри города, то достаточно было марки ценой в 1 копейку. Посылки для отправления за пределы Самары принимались весом не более 5 фунтов (2,5 кг), а внутри города – не более 1 фунта (455 граммов). При этом с начала ХХ века в Самаре письма можно было отправить не только из здания Губернской почтово-телеграфной конторы на углу Дворянской и Панской, но также через систему почтовых ящиков. В 1903 году их было 27. Выемка почты из ящиков производилась дважды в сутки – в 7 часов утра и в 4 часа дня. Если автор адресовал свое письмо кому-нибудь в пределах Самары и успевал опустить его в ящик до 7 утра, он мог быть уверен, что адресат получит его послание уже в течение нынешнего дня.
В наше время о такой скорости передачи бумажного письма приходится только мечтать. Даже внутри городов деловые письма порой идут неделями, не говоря уже об их пересылке по стране. И это несмотря на общее снижения объемов почтовых отправлений, что вызвано бурным развитием сети Интернета и электронной переписки. Впрочем, это очень хорошо, что в наше время у отправителей существует альтернатива традиционной почте в виде SMSок и E-mail-посланий. Ведь наши прабабушки и прадедушки, чтобы отправить предмету своего обожания слова «Я к вам пишу - чего же боле?», при всем желании не смогли бы набрать этот текст на компьютерной клавиатуре, а вынуждены были пойти в почтовую контору.