24 сентября 2007 г.
До 1 октября этого года на «АВТОВАЗе» планируется сокращение численности сотрудников предприятия на 5268 человек. Согласно предложению вице-президента группы «АВТОВАЗ» по финансам и экономике Александра Головатого, сокращение предлагается провести за счет «руководителей, специалистов, служащих и вспомогательных рабочих». Из 110 тысяч человек, зарабатывающих на хлеб с маслом на автогиганте, под это определение подпадают 57 794 сотрудников, и названная категория, по мнению господина Головатого, должна быть сокращена на 7%. Общее число работающих на АВТОВАЗе в этом случае сократится на 4,8%.
Столь масштабное сокращение сотрудников позволит АвтоВАЗу «убить сразу двух зайцев»: во-первых, экономить до 75 млн руб. ежемесячно, а во-вторых, проиндексировать зарплату оставшейся части сотрудников на 5% во втором полугодии 2007 года (именно такое требование прописано в коллективном договоре АвтоВАЗа с профсоюзом).
В Тольятти уже давно ходят слухи о массовых сокращениях на заводе, вызваны они, безусловно, слишком закрытой политикой нового заводского руководства.
На АвтоВАЗе не подтверждают и не опровергают возможные серьезные сокращения рабочих и служащих. Пресс-секретарь председателя совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Иван Скрыльник так прокомментировал «Аргументам неделi» данную ситуацию: «завод никогда не скрывал, что намерен оптимизировать количество работающих для повышения своей эффективности. Оптимизация могла бы пройти за счет ухода людей на пенсию, а также за счет ликвидации пустых клеток в штатном расписании и дублирующих должностей в разных подразделениях завода».
Новое руководство завода не в первый раз обсуждает сокращения. Еще в декабре 2005 года, когда команда ФГУП «Рособоронэкспорт» только пришла на АвтоВАЗ, одним из предложений было двукратное уменьшение численности работающих. Тогда осуществить непопулярную идею не решились, и по-настоящему крупные сокращения на АвтоВАЗе видимо еще предстоят.
Информация о сокращениях уже давно витает в душном воздухе заводских цехов, однако ни профсоюзные лидеры завода, ни сами рабочие, не думают, что сокращения вызовут социальную напряженность. Председатель профкома АвтоВАЗа Николай Карагин надеется, что «сокращение штата будет идти за счет естественной убыли», то есть в результате текучки кадров.
Глава же альтернативного профсоюза «Единство» Петр Золотарев уверяет, что в заводской отдел кадров «стоит очередь из желающих уволиться с АвтоВАЗа, так как покупательная способность зарплаты на заводе сильно упала».
Видимо, с помощью сокращений АвтоВАЗ пытается избежать роста фонда заработной платы, а это одна из мер по снижению себестоимости производства. По данным инвестиционной компании «Уралсиб», чистая рентабельность АвтоВАЗа по итогам 2006 года была на уровне 2%. Рублевая инфляция в 2007 году возможна на уровне 8,6%. Если курс доллара не изменится, то себестоимость АвтоВАЗа в долларовом выражении вырастет на те же 8,6%. Если АвтоВАЗ не начнет сокращать издержки сейчас, то рискует столкнуться с отрицательной рентабельностью по итогам 2007 года только за счет роста инфляции». Сокращение персонала в этой ситуации — непопулярная, но необходимая мера и резервы для этого на АвтоВАЗе безусловно есть.
Павел СЕЩЕНКО, «СО»