20 сентября 2007 г.
Учредители самарского ОАО «АТП-3» (муниципальному предприятию «Самараавтотранс» принадлежит 51%, московскому ЗАО «УК «Регионавтотранс» — 49% планировали обанкротить или ликвидировать предприятие из-за убытков. Его долг по налогам и за поставки запчастей, накопленный с 2005 г., составляет около 30 млн руб., рассказал «Ведомостям» глава городского департамента транспорта Валерий Графский. олги возникли из-за льготных перевозок, которые город не финансировал в запланированных объемах, объяснил бывший директор АТП-3 Олег Правоторов. В этом году, по его словам, недофинансирование составило около 10 млн руб., в 2006 г. — 4,5 млн руб., еще 15,5 млн руб. — в 2005 г.
Вчера Графский заявил, что мэр Самары Виктор Тархов решил «попытаться сохранить АТП-3». Информацию подтвердил исполнительный директор УК «Регионавтотранс» Владимир Музюкин. Музюкин и Графский говорят, что учредители ограничились сменой директора — и. о. гендиректора АТП-3 назначен заместитель Правоторова Юрий Мелентьев. Департамент транспорта разработал ряд антикризисных мероприятий на АТП-3. В частности, предлагается сдать в аренду 1,5 га из 3,5 га земли предприятия и оптимизировать структуру штатов.
Решение о сохранении АТП-3 было объявлено вчера во время представления Графским новой концепции «Реформирование и развитие системы городского пассажирского транспорта Самары». По словам главы транспортного департамента, детальные программы по каждому направлению разработают после того, как концепцию рассмотрит гордума.
В ближайшее время планируется создать несколько ОАО на базе отдельных предприятий городского транспорта и передать им обслуживание части городских маршрутов. С принятием федерального закона в сфере транспорта предполагается выбирать пассажироперевозчиков на конкурсной основе. Планируют также сократить число маршрутных «Газелей», заменив их на автобусы средней и большой вместимости.
В рамках новой концепции в среду было подписано соглашение о сотрудничестве между мэром Самары и представителями китайского города Чжанчжоу. По этому соглашению город собирается закупить 200 автобусов на 100 мест компании Utong. Графский говорит, что сейчас городу необходимо минимум 600-800 автобусов на обновление и увеличение парка. На замену всего подвижного состава потребуется около пяти лет.
По его словам, первые китайские автобусы муниципалитет должен получить до конца 2008 г. Они должны заменить изношенный транспорт в МП «Пассажиравтотранс». По словам Графского, окончательно вопрос о покупке партии будет решен до 15 октября. Utong — наиболее вероятный поставщик автобусов, поскольку их машины соответствуют соотношению цена — качество. Коммерческий директор «Самаракомтранса» (дилер Utong в Самаре Дмитрий Корнилов пояснил, что требованиям мэрии удовлетворит модель Utong ZK6118 HGA, ее рекомендованная розничная цена — 2,96 млн руб. (возможно снижение цены в зависимости от заказа по согласованию с производителем).
Графский сообщил, что на покупку 200 автобусов муниципалитет выделит 600 млн руб. либо за счет профицита горбюджета на 2007 г., либо за счет внесения изменений в план приватизации на 2008 г.
Департамент должен доказать экономическую привлекательность этого проекта, считают депутаты гордумы. Депутат Сергей Богданов говорит, что депутаты не поддержат выделение 600 млн руб. на обновление парка: город не справится с такой суммой. Но возможен расчет в течение нескольких лет.
Транспортный парк в Самаре
По данным городского департамента транспорта, в Самаре четыре муниципальных автотранспортных предприятия: СПАТК-1, ПАТП-2, АТП-4 и АТП-5.
На площадках АТП-4 и АТП-5 работает МУП «Пассажиравтотранс», парк которого – около 200 автобусов разной вместимости.
На базе СПАТК-1 и ПАТП-2 созданы МП «Транссервис» и МП «Пассажиртранссервис», которые сдают в аренду свои площади.
Также в городе одно трамвайно-тролейбусное управление (ТТУ), 22 коммерческих предприятия автотранспорта и метрополитен.
Всего автотранспортный парк Самары насчитывает 448 автобусов большой вместимости, парк ТТУ – 424 вагона трамваев и 240 троллейбусов. Коммерческие перевозчики владеют 3340 частными автобусами («Газели» и «ПАЗы»).
Самарский метрополитен содержит 46 вагонов метро.