19 сентября 2007 г.
Израильская компания Agrotop решила, что строить завод по производству биоэтанола в Пензенской области невыгодно, и реализация проекта отложена, сообщил «Ведомостям» представитель Agrotop в России Анатолий Миндель. О намерении израильтян построить в Пензенской области биоэтанольный завод заявил прошлой осенью губернатор Василий Бочкарев. По словам Бочкарева, инвесторы готовы были вложить в проект около $180 млн, построив кроме завода элеватор на 350 000 т зерна. Под проект власти предлагали компании землю в Сердобском районе. Миндель рассказал, что строительство завода решено отложить, поскольку в компании посчитали, что производство биоэтанола из пшеницы менее экономически эффективно, чем из кукурузы, которую в области не выращивают. В пшенице меньше крахмала (основное вещество для производства биоэтанола), чем в кукурузе, поэтому ее в производстве требуется больше, соответственно, затраты на закупку сырья в других регионах и логистику существенно выше, отмечает Миндель и добавляет, что компания сейчас прорабатывает варианты эффективной организации производства. По словам гендиректора «Титан-агро» («дочки» группы «Титан», построившей биоэтанольный завод в Казахстане Юрия Сутягинского, оптимальное соотношение на 1 т биоэтанола — 4 т пшеницы и 3,5 т кукурузы.
Вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев считает, что Аgrotop решила повременить со строительством завода в России и из-за роста цен на сырье. В России тонна пшеницы стоит $200-220, в Европе — 300 евро, цены на кукурузу аналогичные, при таких ценах производство биотоплива нерентабельно, говорит Аблаев. По этой же причине отказалась от проекта строительства биоэтанольного завода мощностью 300 000 т в год в Волгоградской области компания «Випойл». «Порог рентабельности составляет 3500 руб. за тонну сырья», — пояснил представитель «Випойла» Евгений Чепрасов. В 2005 г. при цене на зерно в $100 за тонну биоэтанольные заводы окупались за полтора года, вспоминает Аблаев. Пока в России нет таких производств, а спиртзаводы экспортируют топливный этанол, отмечает он.