12 сентября 2007 г.
НЕ ТАК давно одна моя знакомая, назовем ее Ириной, извлекла из почтового ящика красочный каталог германской одежды ОТТО. И поскольку в хороших вещах она всегда знала толк, ее опытный взгляд тут же выделил несколько оригинальных и приемлемых по цене вещей.
ВМЕСТО ОДЕЖДЫ –ПЛАСТМАССОВЫЕ БУСЫ
«Ну что же, вполне удобно, - рассуждала она. – Не надо тратить время на походы по магазинам, а понравившуюся одежду доставят в течение шести недель». Правда, Ирину немного насторожило то, что, заполняя купон заказа, нужно было указать уж слишком много сведений о себе, в том числе и тех, которые к предметам гардероба отношения не имели. «Возможно, им нужно побольше знать обо мне, чтобы легче было подобрать одежду», - сделала вывод девушка, уже рассчитывающая стать постоянным клиентом фирмы. Ну а в завершении Ирина расписалась под пунктом, гласящим: «Я разрешаю использовать свои данные в маркетинговых целях».
Стоит ли говорить, что вожделенной фирменной одежды Ирина так и не дождалась, поскольку солидные фирмы свои каталоги по почтовым ящикам горожан не разбрасывают. Зато на Ирину как из рога изобилия посыпались «письма счастья», сулящие призы и подарки, для чего ей нужно было сделать самую малость – купить «совершенно незаменимую» в хозяйстве вещь. Причем предлагались не только невинные пластмассовые бусы и браслеты, под которыми красовалась надпись: «из натурального оникса», но и такое чудо науки, как антицеллюлитный халат.
Дальше – больше. Если в начале в качестве призов фигурировали флакончики лака для ногтей непонятного цвета, то в следующих письмах Ирине предлагали приз уже 400 тысяч рублей опять же за сущие пустяки – купить за 300 рублей брошюрку. Причем сначала необходимо перечислить деньги, а уже потом – вы получаете брошюрку и приз в тысячи рублей. Понятное дело, Ирина все эти письма отправляла прямиком в корзинку. И радовалась, что за одежду, которую так и не получила, денег не перечислила…
Увы, сколько раз уже предупреждали наших сограждан осторожнее относиться к разного рода дистанционным продажам, особенно таким, когда деньги требуют вперед, но все без толку: раз подобного рода аферисты не перевелись, значит, спросом их деятельность все еще пользуется.
ОСТАП БЕНДЕР ОТДЫХАЕТ
Вот ситуация, знакомая едва ли каждому жителю нашей губернии. Вы получили конверт от некоей фирмы с пометкой: "Скорее откройте конверт!", "Вы - обладатель автомобиля!", "Позаботьтесь о своем здоровье и выиграйте один из 10000 подарков!" и т.д. Да-да, письмо адресовано лично вам, хотя вы о существовании этой фирмы с ее проблемами реализации залежалых товаров даже и не подозревали...
А дальше все, как в сказке. Вас, единственного и неповторимого, хотят облагодетельствовать каким-то потрясающим призом. И все, что для этого нужно, - купить товар с предоплатой по прилагаемому каталогу-листовке на определенную или какую хотите сумму денег.
Вам могут пообещать и "суперрадиоприемник" неизвестной фирмы, и "волшебный фотоаппарат" вроде "мыльницы", и бог знает что еще неопределенного качества. Вообще, гарантируемые благодетелем призы-подарки в обмен на заказ товара по каталогу, как правило, обладают одним общим свойством: красивое название при убогом содержании.
Никаких сведений об основных потребительских свойствах и технических характеристиках товаров, наименовании и местонахождении фирм-изготовителей, качестве и безопасности призов, как правило, в таких письмах не сообщается.
Задумался ли хотя бы один из получивших письмо, что предложение ему делает не благотворительная организация, а коммерческая фирма, для которой главная цель - максимальная прибыль? Так как же гарантированный каждому приз может превышать сумму одного заказа?
ХОТИТЕ МИЛЛИОН РУБЛЕЙ?
Ваш благодетель неизменно играет на эмоциях. Например, сообщают, что вы уж точно выиграли приз, но какой именно, узнаете только после отправки заказа на товар. Чаще всего в полученных вами бумагах имитируется результат некоего розыгрыша призов, в котором вы, разумеется, оказались в числе победителей: "Благодаря своему личному секретному номеру участника вы, Иванов Иван Иванович, можете выиграть один из шести видов прекрасных призов". Внизу следует: "Отметьте ваш выбор: "Да, мой персональный номер оказался в числе выигрышных. Чтобы узнать, какой из шести видов призов я выиграл, я делаю пробный заказ по каталогу".
Или вам предлагается сделать выбор между двумя формулировками: "Да, я хочу получить оба моих приза. Для этого я оформляю подписку на журнал (покупаю книгу, массажер, браслет, газонокосилку и так далее и "Нет, я не хочу получить выигранные мной призы, прошу передать их другому лицу".
Скажите, ну кто добровольно откажется, находясь в здравом уме и твердой памяти, от выигранного приза, да еще сам попросит передать его другому лицу? Это и есть искушение.
А иной раз жертву вообще ставят на "счетчик". Вам сообщают, что "каждый день промедления уменьшает ваш возможный дополнительный выигрыш на пять тысяч рублей."
Отметим еще один безнравственный прием облапошивания доверчивых граждан. Говоря научным языком, "вызывание у жертвы обмана чувства собственной значимости". В конце послания содержится лукавая приписка: "Выигравшие призы должны дать согласие на использование их имени, адреса и фотографии в рекламе".
МОЖНО ЛИ ПРОХОДИМЦЕВ НАКАЗАТЬ?
Вероятность этого практически нулевая. Уж больно грамотно составлены документы. Скажем, Ирина, которую и по сей день бомбардируют «письмами счастья», сама дала согласие на использование своих данных в маркетинговых целях. А другой наш земляк, купивший совершенно ненужный товар и не получивший обещанной крупной денежной суммы, при подробном рассмотрении обнаружил на внутренней стороне конверта надпись, что заказ нужно сделать до определенной даты. А письмо, судя по почтовому штемпелю, было отправлено намного позже ее.
Привлечь организаторов игры к уголовной ответственности тоже невозможно, считают юристы. Хотя в действиях фирм на первый взгляд и есть признаки мошенничества, но для обвинения надо доказать наличие умысла. То есть организаторы лотереи должны заранее знать, что призы никому не достанутся, но уличить их в этом чрезвычайно трудно. Так что единственный верный выход и возможность не попасться на удочку - не колеблясь выбрасывать "письма счастья" от почтовых мошенников в мусорное ведро.