7 сентября 2007 г.
Стоит только ступить за порог комнаты восьмидесятилетней Алевтины Семеновны АНИСИМОВОЙ, сразу понимаешь, что здесь живет настоящая рукодельница: повсюду ее работы, причем выполненные в редкой по нынешним временам технике, ведь сейчас мало кто увлекается исконно русским занятием - ковроткачеством.
А ведь во все времена ковры и вышивки ковров ценились дороже картин и занимали особое место в сокровищницах монархов, являя собой атрибут власти, царственности и богатства. Причем лучшие ковры всегда ткали только вручную. Создание каждого из них требовало массу времени, сил, таланта, но результат - ошеломляющий и неповторимый - стоил того.
Сотканные Алевтиной Семеновной полотна - от небольших подушечек до солидных размеров ковров, радующих глаз сочностью красок, - тоже результат долгого и кропотливого труда. Действительно, ткачество - процесс долгий, и нужен поистине вагон терпения. Для начала требуется найти хорошую "картинку", и сделать это порой не менее сложно, чем потом соткать ее. Потом эскиз картинки мастерица переводит на толстый полиэтилен, с него - на кальку, с кальки на полотно, натянутое на самодельный станок и закрепленное по периметру гвоздиками. И только после этого начинается колдовство над красивым узором. Подходящий цвет ниток подобрать - так, чтобы один оттенок сочетался с другим по соседству, - дело тоже непростое.
На изготовление одной сотканной подушки у Алевтины Семеновны уходит около десяти дней, ковер же получается за год. В ее коллекции четыреста пятьдесят подушечек и пять ковров - не нужно быть великим математиком, чтобы посчитать, какую часть своей непростой жизни женщина отдала своему увлечению. А жизнь была действительно непростой. После полиомиелита, перенесенного Алей в четыре года, начались проблемы с ногами. Потом операции шли чередой одна за другой, но девчушке в упорстве и силе воли можно было только позавидовать. Ей удавалось совмещать постоянные курсы лечения с учебой - сначала в школе, потом в Ленинградском институте торговли. Причем поехала покорять вторую столицу Аля на костылях вдвоем с подружкой. Если по состоянию здоровья требовалась госпитализация, в палату к ней ежедневно по негласно установленному графику приходили сокурсники - рассказывали последние новости и делились свежими конспектами лекций. За те годы ребята между собой так сдружились, что с некоторыми из них Алевтина Семеновна поддерживает связь до сих пор.
Потом были двадцать семь лет преподавательской работы в самарском ПТУ№10, где Анисимова, будучи знатным кулинаром с высшим образованием, делилась мастерством с учащимися. А в начале восьмидесятых она увидела, как одна мастерица ткет ковры, взяла пятнадцатиминутный урок и с тех пор просто "заболела" ткачеством. Сидела за работой по двенадцать часов - так хотелось скорее увидеть конечный результат.
Сейчас рукодельница, конечно, столько не засиживается - возраст уже почтенный, да и глазам отдых нужен. Но в любую свободную минутку она торопится к своему рабочему месту. Оно оборудовано так, чтобы было удобно передвигаться на инвалидной коляске и сидеть на ней за самодельным подрамником, а поблизости в многочисленных коробочках собрано все, вплоть до мелочей, что может потребоваться во время работы.
Сюжеты на коврах Алевтины Семеновны самые разные: от традиционных цветочных узоров и витиеватых орнаментов до долматинцев и лебедей. Качество такое, что порой лицевую сторону от изнаночной не отличить. С такими шедеврами только в выставках участвовать, что мастерица и делает. В ее копилке - десятки дипломов всевозможных конкурсов и фестивалей творчества инвалидов. Кроме того, в прошлом году она была одним из соискателей именных премий губернатора для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но самое приятное для Алевтины Семеновны - дарить свои работы близким и друзьям. На один из последних своих дней рождения именинница каждому из гостей подарила по сотканной собственноручно подушечке: и людям радость, и о себе память.