6 сентября 2007 г.
30 ЯНВАРЯ в Самаре в стенах Международного института рынка прошла областная конференция «Благотворительность в Самарской области».
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ в Самаре имеет давнюю историю. Имена таких именитых граждан, как купец Шихобалов, владелец пивоваренного завода фон Вокано, постоянно жертвовавших крупные средства на содержание сиротских домов, благоустройство города, на помощь нуждающимся, были известны всем самарцам. Как в наши дни обстоят дела с социальной ответственностью самарского бизнеса – эта тема была главной на конференции, организованной с помощью благотворительного совета при правительстве Самарской области, Самарской региональной общественной организации «Историко-культурная организация «Поволжье», регионального благотворительного фонда «Самарская губерния», других организаций.
Прошедший 2006 год был объявлен в России годом благотворительности. В стране произошел качественный и количественный рост благотворительной деятельности. Но в ее организации существует еще масса проблем.
С 1 января 2000 года начал действовать закон «О благотворительной деятельности в Самарской области». Проект закона в 1997 году был предложен Самарским областным отделением благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья». В его обсуждении и продвижении приняли активное участие более 60 НКО (негосударственных некоммерческих организаций). К 2007 году статус «Благотворительная организация Самарской области» подтвердили менее полутора десятков НКО. И это несмотря на то, что данный статус дает право на налоговые льготы.
Не спешат воспользоваться законом о благотворительности многие коммерческие фирмы, предоставляющие благотворительную поддержку гражданам и негосударственным некоммерческим организациям. В 2005 году в закон были внесены существенные изменения, адресованные в первую очередь именно им: минимальный порог отчислений на благотворительную деятельность, дающий право на льготу по налогу на прибыль в доле, зачисляемой в областной бюджет, снижен с трех до одного процента. Трудно сказать, что здесь играет решающую роль – инертность или недостаточная информированность. Каждый участник конференции получил вместе с текстом закона о благотворительности «инструкцию» по его применению.
Цифры показывают, что благотворительная активность коммерческих структур Самарской области в 2006 году имела по сравнению с предыдущим годом положительную динамику. Средний размер помощи на крупных предприятиях составил за истекшие 12 месяцев 3,46 миллиона рублей (против 740 тысяч в 2005 году). По-прежнему бизнес-структуры главным образом ориентируются на помощь представителям незащищенных групп населения. Самым приоритетным направлением остается помощь образовательным учреждениям, детским коллективам, детям, оставшихся без попечения родителей. Повысился интерес благотворителей к многодетным семьям. Коммерческие структуры продолжают активно помогать инвалидам и пожилым людям. Расширилась помощь молодежи, экологическим проектам.
По завершению форума состоялась дискуссия о роли СМИ в развитии благотворительности, во время которой прозвучало немало критики в адрес журналистов. Ассоциацией «Поволжье» был проведен мониторинг печатных областных изданий. Число публикаций на тему благотворительности в них с каждым годом неуклонно снижается. Только «Социальная газета» демонстрирует стойкую приверженность этой теме. Представители бизнеса упрекнули самарскую прессу в недостаточном внимании к их благотворительным акциям, ведь общественное признание – мощнейший стимул к развитию помощи нуждающимся. Проблемы социальной рекламы должны быть вынесены на самое широкое обсуждение, сделали вывод участники дискуссии. В готовящуюся региональную программу по благотворительности решено внести пункт о роли средств массовой информации.
Прошедшая конференция показала, что дело благотворительности имеет перспективы только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных сторон: общества, власти и самих благотворителей.
Михаил Антонов, Оренбург; Павел Седаков