3 сентября 2007 г.
АНТК им. Антонова и ОАО «Авиакор — авиационный завод» нашли юридическую схему, которая позволит создать предприятие, имеющее права на доработку самолетов Ан-140. Детали проекта стороны пока не раскрывают, но заявляют, что теперь совместное конструкторское предприятие будет создано в течение года. Аналитики предполагают, что для обхода украинского законодательства, запрещающего госкомпании создавать СП с иностранным партнером, самарский «Авиакор» зарегистрирует «дочку» на территории Украины. Таким образом, «Авиакор» получит возможность менять проект «Анов» под нужды заказчика, увеличив объемы производства.
Вчера в ОАО «Авиакор — авиационный завод» сообщили, что совместно с АНТК им. Антонова (Киев найдена юридическая схема, которая позволит создать совместное предприятие, имеющее права на доработку самолетов разработки АНТК им. Антонова на территории России. Ранее созданию СП препятствовало законодательство Украины: АНТК им. Антонова является государственной структурой, а по украинским законам госпредприятиям нельзя создавать СП с иностранными компаниями. Говорить детально о компромиссном решении в «Авиакоре» отказались. «По нашим оптимистичным прогнозам, совместное конструкторское предприятие теперь будет создано в течение года, — лишь отметил генеральный директор ООО «Авиаресурс-Холдинг» (холдинговая компания, является держателем акций «Авиакора». — „Ъ" Сергей Лихарев. — Это время уйдет на реализацию юридической схемы, которая будет удовлетворять законодательствам обеих стран».
Ъ ОАО «Авиакор — авиационный завод» («Авиакор» занимается выпуском, ремонтом, сервисным обслуживанием и поставкой запчастей самолетов Ту-154 и Ан-140. Более 98% акций принадлежат холдингу «Авиаресурс-Холдинг» (структура, аффилированная компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски). В 2006 г. выручка завода составила 891,1 млн руб., чистый убыток — 753,3 млн руб.
Ъ Государственное предприятие АНТК им. Антонова основано в 1946 году. Предприятие разрабатывает и строит новые самолеты и модифицирует ранее созданные, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение. В 2006 году чистая прибыль предприятия составила 21,7 млн грн. (4,17 млн рублей). АНТК входит в государственный концерн «Авиация Украины», который находится в ведении Минпромполитики.
Начальник аналитического отдела «БрокерКредитСервис» Максим Шеин предположил, что «Авиакор» может создать дочернее предприятие на Украине, и уже с ним АНТК им. Антонова создаст совместное предприятие: «Такая форма даст большую свободу самарскому партнеру альянса».
В настоящее время все права на разработку самолета Ан-140, выпускаемого «Авиакором», принадлежат Украине. При этом у производителя нет права на изменение конструкции самолета, что, по словам Сергея Лихарева, является серьезным препятствием для продвижения Ан-140 на российском рынке. «Новое предприятие получит право разрабатывать новые варианты Ан-140 и вносить в них изменения по требованиям заказчиков», — сказал господин Лихарев, уточнив, что «это позволит быть предприятию более гибким и адаптироваться к меняющимся условиям рынка, таким как международные и российские требования к самолетам и пожеланиям заказчиков». Как пояснил господин Лихарев, кроме доработки Ан-140 новое СП будет заниматься и работой с другими проектами.
Эксперты сошлись во мнении, что создание конструкторского бюро на базе «Авиакора» позволит увеличить выпуск самолетов Ан-140 в России. По мнению аналитика «Финам» Константина Романова, эти воздушные суда будут востребованы: «Спрос на Ан-140 составляет около 5-7 машин в год, а производственные мощности завода позволяют производить около 12 воздушных судов». В 2006 году было выпущено всего 3 Ан-140. В этом уже выпущен один, одна машина готовится к летным испытаниям и еще одно судно собирается. Эти три воздушных машины покупает авиакомпания «Якутия». Всего авиаперевозчик планирует закупить семь Ан-140. Кроме того, сейчас ведутся переговоры на поставку такого же количества самолетов московской авиакомпанией «Регион-Авиа», а в июле прошлого года «Авиакор» подписал контракт общей стоимостью от $213 млн с «Ильюшин-финанс» на лизинг 25 Ан-140. По оценкам экспертов, для удовлетворения спроса «Авиакору» просто необходимо увеличивать скорость производства.