10 июля 2007 г.
Сегодня наша страна отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В преддверии его управление Роспотребнадзора по Самарской области провело пресс-конференцию.
Закон работает
Закон о «Защите прав потребителей», по словам руководителя управления Роспотребнадзора по Самарской области Нины Михайловны Сергеевой, самый работающий в России. Об этом свидетельствует то, что за прошлый год в управление обратилось 840 человек, что в два раза больше, чем 2005 году. На первом месте жалобы на нарушения в сфере торговли, на втором - на услуги ЖКХ, бронза - у предприятий бытовых услуг, химчисток, парикмахерских и других.
Начать действовать защищающему свои права можно и до обращения в Роспотребнадзор. Например, вам продали некачественный товар, составляйте письменную претензию в адрес магазина. Оригинал остается в администрации, копия - у вас. В данном случае срок ответа на вашу претензию – 10 дней. Если продавец проводит экспертизу, вы вправе присутствовать при этом. Экспертиза проводится за счет продавца, но если вас что-то в ней не устраивает, вы вправе провести экспертизу в другом месте, но уже за свой счет. Если это не разрешит вашу проблему, то обращайтесь в суд.
В супермаркет с вещами
На пресс-конференции Н.М. Сергеева ответила и на вопросы читателей газет.
«Обязаны ли покупатели сдавать вещи в камеру хранения в супермаркетах»? – этот вопрос интересует сегодня многих. Ответ прозвучал однозначный: «Нет. Это право, а не обязанность». Магазин, предлагая камеру хранения, оказывает вам бесплатную услугу, а значит, должен нести ответственность за сохранность вещей. Но об этом речи, как правило, не идет. Так что можете со спокойной душой, если ваши сумки вам не мешают, проносить их в торговый зал. Магазины с помощью камер хранения пытаются предотвратить воровство с прилавков. Но это уже их внутренняя проблема, и решать ее за счет покупателей противозаконно.
Это касается и досмотра личных вещей при выходе из магазина. Были заданы вопросы по поводу рекламных акций в магазинах, когда, например, продают три товара по цене двух. Жительница Самары, готовясь к юбилею, купила две бутылки водки известной марки, а третью получила в подарок. Но только потом обнаружила, что во время акции цены именно на эту водку резко взлетели верх и она даже потеряла в деньгах. Когда же она захотела вернуть товар в магазин, ей отказали. «И совершенно правомерно, - сказала Нина Михайловна. - Потому что по закону продовольственные товары надлежащего качества вернуть нельзя».
Но если товар некачественный или бракованный, то вернуть его можно и нужно. Исключением может быть случай, когда продавец предлагает товар с недостатками по заниженной цене, но при этом он честно предупреждает покупателя.
Призвала Нина Михайловна не слишком доверять назойливой рекламе, особенно если это касается дистанционных продаж, скажем, по телевизору, а хуже того - по телефону. Многие люди, особенно пожилые, попадаются на удочку телевизионной рекламы и приобретают биологические добавки, всякие чудо-аппараты, которые в лучшем случае оказываются просто бесполезными. Обычно у таких продавцов нет адресов. А уж про продажу лекарств по телефону и говорить нечего. Например, пожилая женщина приобрела у недобросовестных продавцов медикаментов на 20 тысяч рублей, а взамен ей оставили телефон врача-консультанта. Надо ли говорить, что когда пенсионерка попыталась позвонить по этому номеру, ничего, кроме гудков, она не услышала. Пенсионерку, конечно, жаль, но ее пример другим наука. Доверчивость ни к чему хорошему не приводит.
На пресс-конференции вновь затронули проблему обмана покупателей в супермаркетах. Когда, например, в ценнике одна цена, а в кассе пробивают совсем другую сумму. Если вы заметили это сразу, вам обязаны вернуть деньги. Если же вам отказывают, обращайтесь в управление Роспотребнадзора по Самарской области.
Причем говорить в магазине по этому поводу вам могут все что угодно: пришла новая партия товара, не успели сменить ценники и прочее. Но это уже не ваши проблемы, налицо обман покупателя, то есть вас. Нарушением также является отсутствие или нежелание предоставить вам книгу жалоб и предложения. И даже то, что у продавца нет сдачи, представьте себе, тоже нарушает права потребителя.
Экспертиза учебников
На пресс-конференции прозвучал вопрос читательницы «Земли и Доли» Ирины, касающийся бесплатной экспертизы учебников (да-да, учебник тоже может быть вредной для здоровья подделкой, о чем мы уже рассказывали). Для того чтобы провести подобную экспертизу бесплатно, нужно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Самарской области по адресу: 443079, г.Самара, пр.Г.Митирева, д.1, в котором привести доказательства того, почему именно эти учебники нуждаются в экспертизе. Если специалисты управления сочтут доказательства достаточным, то они обяжут продавца (если он известен провести экспертизу за свой счет. По личному желанию потребителей санитарно-эпидемиологическая экспертиза (причем не только учебников для школьников и студентов проводится на договорной основе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» или любым другим учреждением, аккредитованным в установленном порядке.
СО