13 марта 2007 г.
Программа духовно-нравственного образования, готовившаяся втайне от других конфессий, как мне кажется, была принята без детального обсуждения. А нужно было бы ради межконфессионального мира хотя бы для видимости пригласить инославных. Я не думаю, что у РПЦ нашлись бы серьезные конкуренты, - так прокомментировал Заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов по Приволжскому региону, Старший пресвитер Объединения ЕХБ по Самарской и Ульяновским областям Виктор Семенович Рягузов принятие программы духовно-нравственного воспитания областным правительством в своей статье на сайте РС ЕХБ (см. http://baptist.org.ru/news/broadcast/410/
Напомним, что в минувшую среду программа духовно-нравственного воспитания была принята Самарским областным правительством по настоянию губернатора области Владимира Артякова, несмотря на возражения уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой о том, что предлагаемые мероприятия подразумевают под собой только православную религиозную подоплеку. На реализацию программы предполагается потратить около 20 миллионов рублей из бюджета области.
"Я сомневаюсь, что какие-нибудь госпрограммы помогут нашему обществу преобразиться угодным Богу образом", - продолжил в своей статье Виктор Рягузов. Он называет для этого шесть причин.
1. Никакие программы не могут изменить людей, а только Бог: "Власти наши не знают, что только Святой Дух изменяет сердца, а не 20 миллионов рублей из карманов налогоплательщиков".
2. Государственная власть не может быть инициатором духовного пробуждения. Задача власти "наводить общественный порядок в стране, создавать справедливые законы, заботиться о самых обездоленных. Духовное пробуждение - задача духовных институтов, каковыми являются религиозные организации".
3. "Дореволюционный опыт православного воспитания страны, насколько мне известно, успешно провалился" - пишет пастор и ссылается при этом на выводы Лескова и Розанова, что "христианство на Руси еще не проповедано". "Если эта методология религиозного воспитания не оправдала себя в царские времена, как она оправдает себя сегодня, когда огромная часть молодежи развращена порнографией, пивом, криминалом? Разве в той программе что-то кардинально изменилось?"
4. Программы может привести к межконфессиональной напряженности, так как не учитывается мнение разных конфессий. Пастор приводит следующий пример: "Сын одного служителя нашей церкви попытался поспорить с учителем на уроке православной культуры и получил двойку. Мальчик ссылался на Писание, которого учительница не знала, и дабы пресечь инакомыслие, она влепила подростку двойку".
5. Не время тратить государственные деньги на оплату религиозных семинаров и конференций, когда столько много социальных проблем: "Очень многим людям не хватает лекарств, доступного жилья, денег на образование и отдых. Мы на первом месте в мире по числу самоубийств, абортов, алкоголизму. СМИ не стесняются доложить, сколько миллионов стоит депутатское кресло. Не знаю, будут ли правильно поняты на этом фоне сладкие речи о выдающейся роли церкви".
6. Пастор отмечает невежество властей в религиозных вопросах и в частности, в знании жизни евангельских христиан-баптистов: "Оказывается, мы приехали с Запада! И невдомек было спичрайтеру губернатора, что мы в России 140 лет, и не были завезены с Запада, что много полезного делаем для людей, что президент России в 2000 году наградил меня, орденом Дружбы".
В заключение статьи пастор отмечает негативную тенденцию в отношениях между государства к протестантам: "В начале перестройки власти приглашали на праздники представителей всех конфессий. Теперь живут по Есенину: "Не жалею, не зову, не плачу". Или негласные указания получены на сей счет, или были негласные советы духовных вождей. Мы не были избалованы вниманием чиновников, и забвение нас не задевает. Однако хотелось, чтобы дело не доходило до крайностей. Было бы лучше, если бы РПЦ стало действительно духовным лидером в стране, авторитет которого строился бы не на обилии земель и нефтяных скважин, не на симфонии светской и духовных властей, но на милосердной и смиренной любви. Ведь истинная церковь, как говаривали старообрядцы, не в бревнах, а в ребрах".
Ранее сообщалось: Самарский губернатор выделяет 20 млн на духовное образование, но игнорирует мнение омбудсмена и неправославных, http://jesuschrist.ru/news/2007/9/14/13717
Екатерина СМЕХОВА