Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Балласт за борт

7 марта 2007 г.

Через полтора года после прихода к власти на АвтоВАЗ команда менеджеров из ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ инициировала первые реальные шаги к повышению рентабельности предприятия и улучшению его финансового положения. По информации пресс-службы автогиганта, на заводе подготовлена программа вывода объектов социальной сферы и непрофильных активов из состава предприятия. Чуть ранее, как уже сообщал «Эксперт Online», АвтоВАЗ сообщил, что до октября текущего года численность персонала тольяттинского завода сократится на 5 тыс. человек (всего на ВАЗе сейчас занято свыше 110 тыс.).

Предполагается, что до конца 2007 года и в первом квартале 2008 года большинство непрофильных активов будет либо продано, либо передано в муниципальную или федеральную собственность, либо выведено в дочерние компании. В общей сложности в списке этих структур – около 80 объектов. Среди них стадионы и дворцы спорта, детские сады и медицинские учреждения, базы отдыха и жилая недвижимость. Конкретные сроки, формы проведения и экономические параметры предстоящей реформы пока не раскрываются.

По словам лидера независимого профсоюза предприятия «Единство» Петра Золотарева, отказ от объектов социальной сферы и сокращение числа работников связаны со стремлением руководства улучшить экономические показатели завода и тем самым способствовать приходу инвесторов. Однако профсоюзный лидер прогнозирует, что, лишаясь обузы в виде социальной сферы, ВАЗ рискует потерять молодые кадры. «Вот посмотрите, какие сейчас зарплаты у рабочих, инженерного состава – 6—8 тыс. рублей. Это очень мало. Социальная сфера ВАЗа помогала немного решить эту проблему. К примеру, рабочий мог получить путевку в дом отдыха. Или, отдавая ребенка в садик, рабочий платил лишь 800 рублей, в то время как человек, посторонний для ВАЗа, – 2,2 тыс. Это было существенным подспорьем», — рассказывает Золотарев. Он уверен, что молодежь не будет задерживаться на предприятии, а пойдет искать другую работу. При этом большинство из молодых сотрудников ВАЗа получали образование при финансовой поддержке завода, но теперь эти средства оказываются выброшенными на ветер, ведь никакой возможности заставить молодежь работать за нищенскую зарплату и без соцпакета нет.

В возможность повышения зарплаты г-н Золотарев не верит. «К тому же в этом случае предприятию придется платить больше из фонда ЕСН. Это сведет к минимуму всю экономию». Что же касается потерь города, то, по мнению профсоюзного лидера, передача ему социальных объектов окажется для него неподъемной ношей. Петр Золотарев уверен, что помощи из федерального центра Тольятти не получит и с этой проблемой справляться будет самостоятельно. Пока на заводе идут акции протеста, но остановить процесс передачи объектов социальной сферы и сокращения работников профсоюз не в силах.

Представители областных властей гарантируют свою помощь муниципалитету в случае, если вопрос будет решен в экстренном порядке. По словам депутата Самарской губернской думы, главврача тольяттинской городской больницы №1 Виталия Гройсмана, ситуация с передачей собственности ВАЗа городу не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. «Прежнее руководство города во главе с Николаем Уткиным настаивало на том, чтобы городу отошел прежде всего Дворец спорта. Они готовы были получить этот актив и как бы в довесок взять все остальное. Теперь же менеджментом завода принято однозначное решение – Дворец спорта не отдавать», — рассказывает Гройсман. Кроме того, по его словам, вазовские «генералы» приняли решение не расставаться с медицинскими объектами предприятия. «На самом деле, передав медицинские учреждения городу, ВАЗ понес бы огромные потери. Им пришлось бы платить большие деньги муниципальным поликлиникам за профосмотры. А так, имея свои медицинские учреждения, они могут тратить меньшие суммы. Руководство предприятия это вовремя поняло», — уточняет Гройсман.

В целом, по словам депутата, город не только ничего не потеряет, но и очень многое выиграет, получив в собственность столько социальных объектов. Депутаты Гордумы Тольятти готовы добиваться финансирования этих учреждений из региональной казны и твердо уверены, что им не откажут. Правда, Виталий Гройсман опасается того, что решение о передаче социальных объектов может быть принято в декабре, уже после того, как бюджет на 2008 год будет сверстан. В этом случае Тольятти действительно грозит коллапс. Поэтому парламентарий призывает провести реструктуризацию вазовской социалки уже сейчас, чтобы вовремя внести все необходимые затраты в региональный бюджет на следующий год.

По мнению аналитиков, меры, на которые решились Владимир Артяков и председатель совета директоров завода Сергей Чемезов, позволят АвтоВАЗу уменьшить нагрузку на бюджет предприятия и повысить его рентабельность. По некоторым данным, на содержание социалки АвтоВАЗ тратит более 1 млрд рублей в год, то есть около 40% от чистой прибыли за 2006 год (2,512 млрд рублей). Сокращение 5 тыс. сотрудников также серьезно повлияет на финансовое состояние предприятия. По официальной информации, средняя зарплата на заводе сейчас составляет свыше 13 тыс. рублей. Таким образом, годовая экономия составит около 800 млн рублей.

Сокращение потерь и хищений, оцененное Артяковым в более чем 820 млн рублей по итогам 2006 года, — еще один резерв для пополнения бюджета завода. Сэкономленные средства планируется пустить на развитие нового модельного ряда и улучшение производственной системы. Впрочем, руководство АвтоВАЗа не ограничивается изысканием внутренних резервов – активно ведется работа по привлечению кредитных денег и поиску стратегического инвестора. Недавно Сергей Чемезов заявил, что готов продать блок-пакет акций завода иностранному концерну, готовому предложить тольяттинскому предприятию современные технологии и опыт антикризисного управления.

О необходимости привлечь такого партнера аналитики говорят давно. Елена Сахнова из Deutsche UFG неоднократно подчеркивала, что АвтоВАЗу нужны принципиально новые управленческие и производственные технологии мирового уровня. Последние инициативы топ-менеджмента завода должны повысить привлекательность ВАЗа в глазах потенциальных партнеров. «Избавление от перекрестной схемы владения акциями, реформирование производственной системы и оптимизация численности позволят эффективнее торговаться с будущим инвестором», — уверен руководитель проекта оптимизации производственной системы ВАЗа Евгений Ротман. По его мнению, все вышеперечисленные действия происходят пусть и с опозданием, но в абсолютно правильном направлении. Дальнейшие же шаги должны быть соотнесены с выбранной стратегией развития предприятия: от нее зависит и выбор оставляемых в структуре завода производств, и численность персонала, и решение вопроса о сохранении и развитии собственного конструкторского направления, и многое другое. Остается лишь надеяться, что ключевой момент всего процесса – стратегия – появится в ближайшее время. Пока в течение уже полутора лет менеджеры из РОЭ об этом программном документе лишь говорят.

Павел Каледин, Тольятти

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.