26 февраля 2007 г.
«Отечественные легковые автомобили неконкурентоспособны. Перспективных образцов среди них нет», — заявил первый вице-премьер Сергей Иванов. Тем самым он, по-видимому, обозначил новую позицию государства по вопросу развития автомобильной отрасли: российские заводы не получат господдержки в соперничестве с зарубежными автогигантами. Означает ли это скорую кончину родного автопрома?
Признаться, меня озадачили высказывания вице-премьера. Одним чохом он списал в утиль все российские легковушки. Солдатская прямота вещь, конечно, хорошая — в определенных случаях. Но в такой деликатной сфере, как автомобильный бизнес, высокопоставленному чиновнику надо бы все-таки выбирать выражения. На российский автопром сегодня работают сотни мелких и крупных предприятий. На них трудится несколько миллионов человек. А «АвтоВАЗ», между прочим, занимает 15‑е место по объему продукции в мировой табели о рангах среди автопроизводителей.
Вряд ли уважаемый вице-премьер высказывал свою личную точку зрения. Скорее всего, он озвучил общую позицию правительства: оно больше не будет лоббировать интересы российских автозаводов и, тем более, не даст им денег на развитие. Вот и министр Виктор Христенко разочаровался в родной автотехнике: «У отечественного автопрома нет потенциала, мы рассчитываем на производство иномарок в России. Тогда двойная польза — качественные автомобили и налоги в федеральную казну».
Что ж, предельно ясно и понятно. Господа министры, которым по долгу службы вроде бы положено развивать производство и поднимать экономику, решили похоронить свою автомобильную промышленность. Нет у нее перспектив, и все тут. Аминь. Пусть китайцы развивают свой китайский автопром, а нам этого добра не надо, хлопотно и дорого. Чего с ним возиться? Лучше отдать отрасль, как теперь говорят, на аутсорсинг. Тем же китайцам, немцам или японцам...
Нет, я вовсе не защищаю «АвтоВАЗ» или УАЗ. Боже упаси! Наш автопром давно уже в глубоком кризисе. И продукцию он выпускает соответствующую — устаревшую, некачественную и небезопасную. Лично я давно уже не езжу на «Жигулях» и вряд ли когда-нибудь сяду по собственному желанию за руль «Волги». Однако не будем лицемерить, наши автозаводы выпускают ежегодно более миллиона единиц техники. И все это «неконкурентоспособное» добро кто-то покупает! Подозреваю, что покупали бы еще больше, если бы был выбор пошире да качество повыше…
И знаете, что самое неприятное в этой истории? Что все аналитики в один голос утверждают: мировое автомобилестроение будет расти ближайшие четыре года именно в России (ну, еще в Бразилии, Индии и Китае). Эксперты прогнозируют на нашу долю 50 процентов роста производственных мощностей.
И ведь надо же, заупокойные речи высокопоставленных чиновников прозвучали как раз в тот момент, когда с конвейера «АвтоВАЗа» сошли первые серийные «Приоры». Эта долгожданная и довольно удачная новинка пришла на смену «десятому» семейству. Возможно, «Приора» позволила бы флагману отечественного автопрома поправить свое пошатнувшееся положение на рынке. А теперь кто-нибудь из недоброжелателей вполне может устроить конкуренту эдакий черный пиар. Что-то типа «Отечественные легковые автомобили неконкурентоспособны. Сергей Иванов. — Покупайте новую "Лада-Приора"!». Между тем, прошлый месяц выдался для тольяттинцев исключительно плодотворным. Руководство «АвтоВАЗа» одобрило проект нового современного автомобиля, который разработала известная канадская фирма Magna. Масштабы проекта таковы, что его называют новой точкой отсчета в истории завода. Фактически вторым днем рождения.
На одной платформе можно будет делать девять разных моделей класса С. Стоимость автомобилей не должна превышать 12 тысяч долларов. Планируется выпускать около 500 тысяч таких машин. Инвестировать надо, по современным меркам, не так уж много — чуть больше миллиарда долларов. Автовазовцы рассчитывали на поддержку государства, а им дали от ворот поворот, мол, «потенциала нет».
Возможно, я хуже разбираюсь в автомобилях, чем Сергей Иванов, но мне почему-то кажется, что мы можем делать машины покруче, чем китайские Chery, показавшие прирост продаж в России в первом квартале 1100 процентов, или иранские Iran Khodro (700 процентов). Было бы желание...
Лидеры мирового автопрома в 2006 г. (млн шт. 1. GENERAL MOTORS 9.1
2. TOYOTA 8,1
3. FORD 6.4
4. VOLKSWAGEN 5.7
5. DAIMLERCHRYSLER 4.7
6. HONDA 3.6
7. NISSAN 3.5
8. PEUGEOT CITROEN 3.4
9. HYUNDAI 2.5
10. RENAULT 2.4
15. АВТОВАЗ 0.8
Анастасия Мартова