26 февраля 2007 г.
Самым крупным автомобильным рынком в России является московский регион. На долю Москвы и Московской области сейчас приходится более трети от общего объема продаж новых легковых автомобилей. Правда при этом стоит учитывать, что часть машин продается оптом региональным дилерам. Так, по данным аналитического агентства "Автомобильная статистика", представленным в маркетинговом отчете "Анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997-2006 гг.", в прошлом году московские дилеры продали 460 тысяч новых иномарок (45% от общего числа и почти 150 тысяч автомобилей LADA. При этом на учет в Москве встало порядка 350 тысяч новых легковых автомобилей. Данное обстоятельство говорит о том, что около 200 тысяч автомобилей транзитом "ушли" из Москвы в регионы. Вторым по величине рынком является Санкт-Петербург - порядка 8-9% от общих продаж по России. Здесь также присутствует "транзитный фактор", но он развит в меньшей степени.
Анализируя другие региональные рынки можно выделить десять регионов, с достаточно высокими объемами продаж, как по новым иномаркам, так и по отечественным моделям. На третьем месте после Москвы и Питера стоит Самарская область (5% рынка), но здесь также сильно развит "транзитный фактор", особенно по автомобилям LADA. К сильным регионам относятся Свердловская область (4,2%), Тюменская область (3,4%, в т.ч. ХМАО), Татарстан (3,3%), Краснодарский край (2,9%), Ростовская область (2,8%), Башкортостан (2,7%), Пермский край (2,5%), а также Челябинская (2,5% и Нижегородская (2,0% области. Далее, с небольшим отрывом идут еще восемнадцать регионов, уровень продаж в которых относительно высок. Всего же на долю 30 субъектов РФ приходится 90% продаж автомобилей LADA и новых иномарок. На долю остальных 50 регионов России приходится лишь 10% рынка. Хотя, стоит отметить, что обозначенный выше "транзитный фактор" через "серых" дилеров, видимо, все же дает некоторый дополнительный приток машин в пока еще слабо освоенные дилерами российские регионы.
Юлия Паздникова