Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Защита зелени. Бизнес на местах нашел благовидный предлог для спонсирования политики — любовь к родной природе

26 февраля 2007 г.

Давно забытая партия с ничтожным рейтингом и без административного ресурса проводит успешную избирательную кампанию и попадает в парламент крупного российского региона. В управляемой демократии бывает и такое. 11 марта партия "Зеленые" впервые в своей 13-летней истории преодолела семипроцентный избирательный барьер и прошла в законодательное собрание Самарской области.

Радоваться торжеству экологической идеи рано. Самарский прецедент показывает, что охрана природы — удобная обертка для региональных элит, претендующих на долю в законодательной власти. Экологические лозунги — это вам не борьба с "кровавым режимом", за которую со спонсоров спросит если не налоговая инспекция, то управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Между тем при грамотной раскрутке любителям природы вполне по силам получить достаточно голосов для преодоления проходного барьера: защита парков заводит горожан не хуже, чем требование о повышении пенсий. У технологии один недостаток — она дорогая и вряд ли поддается тиражированию на федеральном уровне.

ЗЕЛЕНЫЕ ЗАПЧАСТИ

Провести "Зеленых" в самарскую облдуму было поручено политтехнологу Льву Павлючкову. "Ни одна собака в это не верит", — признавался он за месяц до выборов. Надежду на успех Павлючкову внушала простая арифметика: парламентские партии ("Единая Россия", "эсеры", ЛДПР, коммунисты наберут в сумме максимум 90% голосов пришедших на выборы. Остаются 10%, на которые в отсутствие графы "против всех" в Самарской области претендовали "зеленые", Союз правых сил и "Патриоты России" во главе с никому не известным Артуром Мартиросяном.

Нужные 7% взять вполне реально, решил Павлючков — и принялся за дело. Жителям области долго рассказывать о бедственном экологическом положении не требовалось, "зеленую" повестку надо было только грамотно актуализировать. Очень кстати пришлась продажа под застройку прежним мэром Георгием Лиманским Загородного парка в Самаре — противникам этого решения нужен был только организатор, чтобы выйти на митинг. "Зеленые" провели несколько акций протеста, а заодно начали сбор подписей под обращением к президенту о спасении терпящего экологическое бедствие Чапаевска — одной из столиц советской военной "химии". Вот и добровольцы, причем бесплатные. "Вокруг штаба "зеленых" собирались молодые люди, которые в мороз и слякоть готовы были идти и 3-4 часа протестовать против продажи Загородного парка", — рассказывает Павлючков.

Следующая задача — избавиться от ореола маргинальности. Для этого в Самаре организовали международный "зеленый" форум с участием экспертов из Китая и Прибалтики. Из Литвы приехал однофамилец бывшего литовского президента эколог Вячеслав Бразаускас. Громкие фамилии оказались и в региональном списке "Зеленых". Первым шел лидер местных "зеленых" и по совместительству директор самарского радио "Максимум" Борис Фрадков, второе место заняла гендиректор одной из "дочек" группы СОК Эльвира Суркова. На форум из Москвы приехал даже один настоящий начальник — замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь.

Дальше следовало продемонстрировать близость к максимально широкому кругу избирателей. "Сильная Россия — зеленая Россия", — объясняли экологи электорату "единороссов". "Для прочих вы голос, для нас — человек", — уверяли избирателей, разочаровавшихся в больших партиях. "Теперь мы вместо аграриев", — разъясняли листовки деревенским жителям (Аграрная партия в выборах не участвовала). Не обошлось, конечно, и без "зеленой" специфики. Накануне выборов областной центр украсили тревожные билборды — зеленый квадрат на черном фоне и оранжевая подпись: "Мы должны успеть". А чтобы избиратель не промахнулся строкой в бюллетене, ему доступно рассказали с помощью листовок: "Видишь елку — ставишь галку". В Самаре и Тольятти "елки" взяли 12% "галок", а в Сызрани — 14%.

Злые языки скажут: деньги решили все, недаром единственный мандат получила Суркова из группы СОК, крупнейшего производителя запчастей для "Жигулей". Группа не подтверждает своего спонсорства: мол, у ее сотрудников могут быть личные политические убеждения. Личное убеждение хозяина СОКа Юрия Качмазова — "Единая Россия", ее он и поддержал на региональных выборах. Так или иначе, деньги у "зеленых" были. Павлючков, не разглашая предвыборный бюджет, приводит уравнение: "зеленые" в Самаре потратили в 4 раза меньше "Справедливой России" и примерно столько же, сколько СПС. Но глава партии Анатолий Панфилов проговаривается: $1,5 млн. Для Самары — нормальная цена. СПС тоже получил один мандат, а "эсеры" за свои $5-6 млн — четыре. Конечно, самарские "зеленые" не грозили перекрывать Транссиб и не добивались переноса нефтепровода за 400 км от Байкала, как их иркутские коллеги. Однако свою, может и более приземленную, выгоду получили: вошли в почти закрытый клуб пробивающих избирательный барьер российских партий.

ПРОДУКТ ГЛУБОКОЙ ЗАМОРОЗКИ

"Они начали историю "зеленой" партии в России", — не нарадуется успехам самарских "зеленых" отец-основатель партии Анатолий Панфилов. За 13 лет существования партия Панфилова ничего похожего не совершила. Одномандатники кое-где еще выигрывали, но по партийным спискам партия ни разу не преодолевала не то что семи-, но и пятипроцентного барьера.

Самарский результат — уже второй политический успех "зеленых" за последний год. В 2006 г. они прошли жесткое сито Минюста, доказав наличие 50 000 членов и став одной из 19 федеральных политических партий. Игрок, набравший 0,42% голосов на последних думских выборах, был сочтен неопасным для основ государственного строя.

Экологическое движение "Кедр", предшественник "зеленых", создавалось в 1993 г. силами одного ведомства — Госсанэпидемнадзора. "Базировалось это на инициативе санитарных врачей. С использованием их сетей мы быстро организовали свои партячейки", — рассказывает бывший сопредседатель партии, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев. Кто только не побывал в партии за эти годы. В разные времена в предвыборные списки входили ведущий Леонид Якубович, обвиненный в разглашении гостайны журналист Григорий Пасько, экс-премьер РСФСР Иван Силаев. Включали в список "Кедра" Александра Лебедя и Булата Окуджаву. Правда, без их согласия, и бард даже грозил "Кедру" судом.

Менялись у партии и спонсоры. В 1997 г. ее зампредом ненадолго стал глава Национального резервного банка, а ныне депутат-"единоросс" Александр Лебедев, в 1999 г. партию поддержал алюминиевый магнат Лев Черной. Но после того, как "зеленым" не досталось мест в проекте прокремлевского "Единства", Черной разочаровался в экологии, и "зеленые" остались без его субсидий. На содержание офиса зарабатывали с помощью экологической лотереи "Кедр" и разработок специально учрежденной общественной организации — Российской экологической независимой экспертизы (она занималась консалтингом — точнее, помогала договариваться с официальным эпидемнадзором).

У конкурентов по "зеленому" цеху проект Панфилова доверия не вызывает: уж слишком часто поддакивает власти. В 2001 г. "Кедр" поддержал законопроект о ввозе в Россию ядерных отходов, в феврале 2004 г. стал одним из организаторов "Зеленого форума" в поддержку политики Путина "в области охраны окружающей среды". Оппозиционные экологи во главе с профессором Алексеем Яблоковым как раз тогда, в 2004 г., пытались сколотить свою партию — "Союз "зеленых" России". "Если не быть оппозиционными, тогда на кой черт нам создаваться? — задается вопросом член-корреспондент РАН Яблоков. — Сажать деревья можно и без партии. Во времена Гитлера был принят лучший закон о бабочках. При любом диктаторском режиме можно цветочки, ягодки сажать, кошек разводить. Но принципиальные экологические вопросы ведь не решаются".

Зарегистрировать партию Яблокову в отличие от Панфилова не удалось: из необходимых 50 000 членов собрали немногим меньше 20 000. Яблоков говорит, что не хватило $300 000, чтобы сколотить работающие отделения партии во всех регионах. "Я стучался во все двери. Мне говорили: что вы, если дадим вам денег, наш бизнес закроют". Так и не ставшее партией движение Яблокова влилось как фракция в "Яблоко", после чего партия Григория Явлинского стала больше напоминать европейских "зеленых", которые тоже сочетают защиту окружающей среды с социал-демократической идеологией и акцентом на правах человека.

Как бы то ни было, в панъевропейской партии "зеленых", представленной в Европарламенте, в качестве наблюдателей присутствуют именно "яблочники", а не панфиловцы. Панфилов тоже говорит о "взаимодействии" с европейцами, но один из сопредседателей европейской партии Райнхард Бютикофер решительно это отрицает. "С господином Панфиловым и его партией мы не нашли ничего общего ни в одной из сфер деятельности, — чеканит он. — Партия Панфилова — бюрократический институт для продвижения интересов людей, близких к Кремлю". В том, что западные экологи воротят нос, для прокремлевских "зеленых" нет ничего страшного. Главное — не упустить момент: давно замороженный политический продукт вновь готов к употреблению. Самарский прецедент повышает шансы Панфилова капитализировать малоприбыльный бизнес.

ПАРТИЯ IKEA

У "зеленой" идеи огромный потенциал в России, верит Бютикофер. "Иначе как объяснить попытки Партии жизни во главе с Сергеем Мироновым или Панфилова использовать популярность "зеленых" тем среди населения?" — спрашивает германский политик. Партии жизни уже нет, но на заре партийной карьеры консультанты посоветовали Миронову создать себе имидж политика с современным экологическим мышлением. С тех пор за главным сенатором закрепилось уничижительное прозвище "защитник выхухоли".

Значит ли это, что обществу не до окружающей среды? Руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов констатирует, что после краха социализма экологическая проблематика занимала одно из последних мест в списке приоритетов, россиян волновали более практические вещи. Но на региональном уровне экологических проблем много, и этим можно воспользоваться. Раскрутить "зеленых" можно не везде, прикидывает Павлючков. Идеальный полигон — это акватории больших рек с проблемами стоков и застройки прибрежной зоны и города, задыхающиеся в дыму предприятий тяжелой промышленности. По мнению Павлючкова, самые интересные регионы — Саратов, Волгоград, Мурманск, Екатеринбург, Красноярский край, Карелия и Архангельск. Небезнадежны и аграрные регионы вроде Тамбовской или Курской областей — там экологические темы можно развернуть как социальные: здоровье населения, борьба с алкоголизмом, безопасность продуктов.

Но для успеха на выборах одной загубленной природы "зеленым" недостаточно. Нужны спонсоры. В этом качестве подойдут региональные контрэлиты, желающие потеснить губернатора. Встать под "зеленое" знамя и политически корректно (не коммунистов же спонсировать), и рационально: вложил деньги — получи фракцию. ""Зеленые" на политическом поле пока сильно не засвечены, но и ничем не скомпрометированы, почему бы за них не проголосовать", — говорит замдиректора консалтингового центра "PRопаганда" Галина Сидорова. Собирать голоса "зеленые" могут не на левом фланге, уже основательно поделенном, а среди избирателей поправее, которых "эсерами" не соблазнить.

Опора "зеленых" — нормальный средний класс, считает директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц. ""Зеленые" будут поддержаны обществом там, где есть IKEA. У нас с ней одинаковая социальная база", — размышляет эколог. Важно правильно сфокусировать свою повестку. "Их лозунги должны касаться не глобальных проблем, а конкретного дома, конкретного двора, — говорит Сидорова. — Провести субботник — лучший PR для "зеленых"". "Мы сейчас закупаем зеленые трусы и будем убирать берег Волги", — делится конкретными планами лидер самарских "зеленых" Фрадков.

ЙОШКА МИТВОЛЬ

Есть ли федеральные перспективы у партии с такой камерной повесткой? "Если будет на то воля свыше и за волей финансирование, то тема интересная, — рассуждает реалист Павлючков. — Набрать 7% в стране, где есть реальные экологические проблемы, даже если они пока не актуализированы, вполне можно".

Официальным "зеленым" не дает покоя успех немецких "однофамильцев", которые семь лет правили Германией в коалиции с социал-демократами. Если можно было в Германии, то почему не получится у нас — "у нас все-таки европейский менталитет", аргументирует самый "зеленый" российский чиновник Олег Митволь. Он не только приезжал на самарский форум — на выборах в Московской области во главе списка "зеленых" шла его жена. Несмотря на подмосковное фиаско, в перспективы партии Митволь верит: если "зеленым" не поставят административного барьера, то они могут вполне спокойно попасть в Госдуму. По мнению главы исполкома Союза "зеленых" России Владимира Кузнецова, у Митволя не абстрактный интерес: он уже в этом году может возглавить "Зеленых". Сам Митволь эту тему обсуждать отказывается: "Вступать в "Зеленые" не собираюсь, я же чиновник. Если выгонят, буду этот вопрос обдумывать". В самом деле, чем мастер самопиара Митволь хуже правительственного адвоката Михаила Барщевского, возглавившего прокремлевскую правую партию? Борьба с миллионерами-дачниками позволяет сочетать экологическую тему с популярной левизной. К такой партии кроме молодежи могут потянуться и пенсионеры. У нас суверенная демократия, и Бютикофер российским "зеленым" не указ.

РИА"Самара"

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.