19 февраля 2007 г.
Рособоронэкспорт и "Тройка Диалог" завершили первый этап ликвидации перекрестной собственности АвтоВАЗа. Консорциум инвесторов консолидировал пакет акций предприятия, который позволит им получить более 75% в АвтоВАЗе. Скорее всего, 25% из них будет продано стратегическому инвестору из числа западных автоконцернов.
На прошлой неделе ФГУП "Рособоронэкспорт" и Troika Capital Partners объявили о завершении первого этапа "раскольцевания" акционерного капитала АвтоВАЗа. С начала 1990-х структура собственности завода была перекрестной: его акциями владели дочерние компании. Эта схема не позволяла предприятию эффективно привлекать финансовые ресурсы. АвтоВАЗу также, по сути, нечего было предложить потенциальному стратегическому партнеру: у завода просто не было крупного собственника, который мог бы продать акции предприятия какому-либо из западных автоконцернов.
Схему ликвидации "перекрестка" разработала ИК "Тройка Диалог", финансовым партнером "Рособоронэкспорта" стала Troika Capital Partners. Она собрала консорциум инвесторов в составе ряда банков, инвесткомпаний и даже частных лиц. Этот консорциум с лета 2006 года вел скупку акций АвтоВАЗа у миноритариев предприятия, а также долей в дочерних компаниях завода, которые вместе владеют 66,5% его голосующих акций. В итоге консорциум собрал пакет, который позволит по завершении определенных корпоративных процедур получить более 75% акций АвтоВАЗа. Корпоративные процедуры -- это присоединение "дочек" к АвтоВАЗу и ликвидация казначейских акций, которые в результате появятся у него на балансе. Всего будет ликвидировано порядка 55% акций АвтоВАЗа.
На скупку необходимого пакета консорциум потратил около $700 млн, однако уже сейчас соответствующий объем акций АвтоВАЗа стоит гораздо дороже. Сам "Рособоронэкспорт", по неофициальным данным, профинансировал покупку 10% акций АвтоВАЗа (примерно треть того, что собрал консорциум).
Теперь, говорят в "Рособоронэкспорте", госпосредник, который с конца 2005 года контролирует завод через его менеджмент, сможет наконец-то начать разработку стратегии развития АвтоВАЗа. Она, скорее всего, будет предусматривать продажу блокпакета акций завода стратегическому партнеру. И не исключено, что он появится в числе собственников еще до полной ликвидации "перекрестка", которая должно завершиться через полтора-два года.
Павел СИДОРОВ