Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Министр ради министра. Николай Свешников больше запомнился регулированием трудовых отношений, чем программами развития промышленности и энергетики

5 июля 2007 г.

Карьера Николая Свешникова стала иллюстрацией тезиса о том, что без конфликтов во власти нельзя сохранить свое влияние. Избегающий спорных ситуаций министр промышленности с каждым годом утрачивал рычаги управления. Это привело к тому, что его сегодняшняя роль в правительстве является по факту номинальной.

Свою трудовую деятельность Николай Свешников начал с работы простым мастером на Жигулевском радиозаводе, правда, за довольно короткий срок он дослужился до должности заместителя главного инженера. В 1987 году его перевели на должность главного инженера на самарский завод "Рейд". В 1990 году он был избран первым секретарем Железнодорожного райкома партии Самары, но перестройка заставила его вернуться на одну ступень назад. И в 1991 году будущий министр промышленности снова трудится на "Рейде". На заводе он прославился решением вопросов трудовых отношений и защитой прав работников. В 1997 году Титов заметил Свешникова и пригласил его на должность начальника главного управления труда администрации области. На этой должности он занимался .регулированием трудовых отношений в области в компании с руководителем Федерации профсоюзов области Евгением Егоровым. Параллельно Свешников стал преподавать в вузах области и защитил кандидатскую диссертацию, связанную как раз с трудовыми отношениями. Он преподавал в Международном институте рынка, являлся председателем государственной экзаменационной комиссии в СГАУ и СамГТУ. Читал лекции по трудовому праву, охране труда - подрабатывал, насколько ему позволял статус чиновника.

Титову импонировала бесконфликтность Свешникова. Последний не принадлежал ни к одной из ФПГ и никогда не был в чьей-либо команде. Однако и человеком Титова Свешникова назвать было нельзя. В его команде он тоже никогда не был. Но Титов пользовался готовностью Свешникова смириться с любым решением и его непретенциозностью. Для рокировок, постоянно проводимых Титовым, это были очень полезные качества. Титов вытаскивал через министерство Свешникова нужных людей. И постепенно лишал его ведомство "денежных" функций. Так, из подконтрольных министерству промышленности сфер компетенции исчезли сначала дорожное строительство, а потом и нефтяная и газовая промышленность. Свешников даже не протестовал. Другой бы встал и ушел, но министр оставался министром.

В конце 2003 года встал вопрос о трансформации правительства. Константин Титов протянул его до января следующего года, и многие руководители департаментов "Белого дома", равно как и министры, новый год встречали с тягостным чувством неопределенности и полной неуверенности в завтрашнем дне. Свешникова это касалось напрямую. Управление труда должно было, согласно новой структуре правительства, объединиться с департаментом соцзащиты. Первое ведомство возглавлял Николай Свешников, второе - Галина Светкина. Кто из них двоих сядет в кресло министра - этот вопрос занимал умы политологов на протяжении всех новогодних праздников. С одной стороны, делались ставки на то, что уйдет Светкина - она должна была покинуть команду губернатора, поскольку буквально за один год ее отношения с Титовым претерпели большие изменения не в ее пользу. Однако не исключали эксперты и компромиссный вариант: Николай Свешников в силу специфики своего ведомства и как выходец с оборонных предприятий возглавит министерство промышленности, оставив место министра труда и социальных вопросов Светкиной. На кресло министра промышленности в то время претендовал и руководитель департамента промышленности Владимир Перваков. И все же 19 января 2004 года Константин Титов сделал выбор в пользу Свешникова. А Светкина тогда все-таки удержалась на своем месте и сохранила за собой место руководителя вновь образовавшегося министерства, однако ненадолго.

Была и еще одна политическая рокировка, проведенная Константином Титовым за счет Свешникова. Именно тогда в лучах губернского Олимпа и засветилась фигура предпринимателя Алексея Ушамирского. В январе департамент автомобильных дорог, возглавляемый на тот момент Сергеем Сурковым, оказался в составе министерства промышленности, главой которого и был назначен лояльный Свешников, не связанный ни с одной из ФПГ. При таком министре глава департамента имел все шансы стать фактически самостоятельной фигурой. Это направление деятельности являлось принципиально важным для властей области, поскольку полностью контролировалось ими, в отличие, например, от капитального строительства, где традиционно сильны были позиции муниципалитетов. При таком раскладе и поменяли Суркова на Ушамирского, сделав Суркова заместителем руководителя департамента. Впоследствии Ушамирский и вовсе был выведен из-под контроля Свешникова вместе со своим ведомством. Департамент трансформировался в министерство транспорта, связи и автомобильных дорог.

Впрочем, не только транспорт постепенно ушел из-под контроля Свешникова. Титов регулярно "разгружал" министра, выводя из-под его кураторства нужные на тот момент ведомства.

В 2006 году из-под крыла Свешникова была выведена нефтехимическая и газовая промышленность. Курировать этот блок вопросов стал менеджер холдинга "СИ-БУР" Игорь Иванов.

Развитием автомобильного кластера по большей части занималось ведомство Габибуллы Хасаева. Остальная же промышленность, практически полностью приватизированная, была неподвластна министру. Рычагов влияния у него, в принципе, не было никаких. А неприватизированные предприятия в силу своей стратегической значимости подчинялись только Москве.

Энергетикой заниматься Свешников почему-то тоже не очень хотел. Впрочем, и деньги на развитие энергетики выделялись небольшие: не умел Николай Свешников добиваться своего от губернатора. В 2007 году меньше его ведомства освоили только подчиненные новичка в "Белом доме" Игоря Иванова.

Эксперты считают, что с его уходом область мало что потеряет, но именно поэтому большого смысла убирать его для Артякова не будет: это не тот человек, через которого шли финансовые потоки больших объемов, им не принималось значимых решений. С

другой стороны, новый губернатор вполне может сделать ставку на усиление влияния исполнительной власти на экономику - в такой логике места Свешникову попросту не найдется. Хоть он сам и является выходцем с оборонных предприятий, но умения воздействовать на промышленность региона он за 3,5 года своего пребывания в кресле министра так и не показал. Предприятия губернии, которые в советское время были лидерами производства, как начали снижать свои показатели со времен перестройки, так и по сей день не могут получить толчка к развитию. Некоторые же и вовсе были обанкрочены, как, например, родной для Свешникова "Рейд". Повлиять на этот процесс министр так и не сумел. Даже законопроект реструктуризации задолженности стратегическим предприятиям губернии, который позволил бы каким-то образом решить проблемы областных промышленников, находится в стадии согласования в губернской думе уже порядка 4 месяцев. Хотя он и получил принципиальное одобрение депутатов, механизмов реа-лизации реструктуризации пока еще не найдено.

Михаил МАТВЕЕВ,

член комитета по промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы

- С приходом государственного концерна "Рособоронэкспорт" в Самарскую область появилась надежда на возрождение промышленности, особенно комплекса ВПК. Пока эта надежда больше связана с некой вытекающей из названия концерна логикой, нежели с реальными шагами. Но такие шаги, вне всякого сомнения, должны последовать. И я вижу в них, если хотите, некую миссию Артякова как государственника. В противоположность задаче Титова, который создал министерство промышленности, после того как от могучей промышленности Куйбышевской области в области Самарской уже почти ничего не осталось: что распродали, что само обанкротилось. Смешно вообще иметь министерство промышленности, когда вся промышленность частная и, как следствие, нерегулируемая. Однако приходят иные времена. Доведя до ручки оборонку и промышленность вообще, государство с приходом Путина начало понемногу возвращать себе то, без чего оно не государство, то есть вести скрытую национализацию. Если "Рособоронэкспорт" начнет решать эту государственную задачу, я надеюсь, государственный контроль будет возвращен не только АвтоВАЗу, но и ряду ключевых предприятий области. И тогда ему действительно понадобится министерство промышленности, во главе которого должен стоять государственник. Поэтому дело не а Свешникове, а в миссии Артякова: при ее реализации уйдут все министры Титова, независимо от их фамилий. Просто потому, что их учили другому, не тому, что нужно сейчас области.

Максим СОЙФЕР,

управляющий ОАО "Самараэнерго"

- У нас с Николаем Свешниковым сложились конструктивные отношения. Бывали моменты, когда приходилось и ругаться по причине того, что мы вводили ограничения энергопотребления предприятиям-должникам. Николай Свешников всегда их отстаивал даже оольше, чем сами директора предприятий. Но в целом по всем вопросам, когда я к нему обращался, мы получали всяческое содействие с его стороны. Его министерство, по моему мнению, не обладает какими-то существенными рычагами давления на предприятия, осуществляя больше координирующие действия. Может, любой другой человек на его месте просто сидел бы и читал газету. О Свешникове же скажу, что он человек, конструктивно решающий текущие вопросы министерства.

Сергей ТРЕСВЯТСКИЙ,

экс-генеральный директор СНТК им. Кузнецова, член совета директоров

- Деятельность Николая Всеволодовича я могу оценить как нормальную. В рамках тех возможностей, которые у него были, он делал все, что мог. Надо учитывать, что ему досталось хозяйство достаточно большое и сложное, причем зачастую с кренами интересов не в пользу государства, поэтому работать было непросто. Это надо понимать. Что касается нашего предприятия, то он всегда нам оказывал всестороннюю поддержку, старался лоббировать наши интересы. Вероятность его отставки, конечно, велика, но не потому, что он как-то не справлялся со своими обязанностями. Просто приходит новая команда из Москвы, приводит с собой "своих" людей. Это вполне нормальная ситуация. Хотя у меня теплится некоторая надежда, что он не потеряет свою должность.

Александр ЖИВАЙКИН,

депутат СГД

- Сегодня промышленные предприятия в основном либо полностью частные, либо с участием частного капитала. Говорить о том, что министерство промышленности совсем не нужно, нельзя. По-хорошему, у нас есть министерство нефтехимии, если бы оно было объединено с министерством промышленности, как раньше, тогда бы это имело какой-то смысл. А так два министерства занимаются практически одним и тем же. Не очень понятно, для чего их нужно было разделять. Не могу назвать яркий пример, связанный с деятельностью Свешникова на посту министра промышленности. Предприятия развиваются и выживают в рыночных условиях сами по себе, и какова во всем этом роль данного министерства, не знаю.

Владимир ЯРНИН,

депутат СГД

- Я работу этого министерства не видел, может быть, потому, что я не руковожу промышленным предприятием. Как мне кажется, если говорить о каком-то бизнесе, чем меньше прямого участия чиновников, тем лучше. Задача чиновников - создавать

условия для развития предприятий.

Анатолий ГОНТАРЬ,

депутат СГД

- Сейчас министерству промышленности нужно будет работать и еще раз работать. Я бы не сказал, что за время работы Свешникова какой-то большой рывок был сделан, но движение вперед было, эта возня с самолетом, СНТК, который хотят реанимировать.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.