Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Расставили приоритеты

5 июля 2007 г.

Нефтехимический, туристический и транспортно/логистический кластеры считаются самыми перспективными

К выбранным в качестве приоритетных направлений экономического развития автомобиле- и машиностроению, нефтехимии и нефтедобыче, авиационно-космическому комплексу в ближайшие годы в Самарской области добавятся еще две активно развивающиеся отрасли - транспортно-логистическая и туристско-рекреационная.

Показатели развития Самарской области по итогам 2006 года подтвердили положительную динамику региона на российском уровне. В промышленном производстве область практически достигла уровня 1991 года. Прирост по итогам прошлого года составил 98%. Для сравненияпо России в целом данный показатель составляет 81%. Динамичный рост показали индикаторы развития промышленности, сельского хозяйства, инвестиционной деятельности. Одним из сегментов бизнеса, стабильно демонстрирующих положительную динамику, оказался нефтехимический сектор, на основе которого в Самарской области формируется нефтехимический кластер.

По словам министра нефтехимической и газовой промышленности Игоря Иванова, о динамике развития нефтехимического кластера в области говорить пока еще рано, но очевидно, что у этого направления есть все преимущества по сравнению с другими российскими регионами. Это подтверждается экономическими показателями - ростом добычи нефти, увеличением производства и экспорта.

Другой приоритетный кластер - туристско-рекреационный - до последнего времени не демонстрировал таких же оптимистичных показателей. По оценкам аналитиков, результаты ожидаются после планомерного развития и реализации заявленных масштабных проектов в рамках стратегии повышения туристической привлекательности региона.

Такие же перспективы имеет транспортно-логистический кластер, начавший формироваться в Самарской области сравнительно недавно, но тем не менее попавший в разряд стратегически важных, опорных и первоочередных. Большое количество проектов и готовность инвестировать в эту отрасль пока сталкиваются с реальностьюнизким ростом плотности автодорог, отсутствием высокоскоростных магистралей и не слишком оптимистичными показателямиза 2006 год построено 16 км, реконструировано 5,5 км и отремонтировано 145 км автодорог общего пользования. Между тем работа над проектами, завершение разработок обоснований инвестиций в ряд высокобюджетных проектов и уникальные преимущества Самарской области в плане транспортно-логистического сектора по сравнению с другими регионами дают основание полагать, что в ближайшее время этому направлению также будет уделено преимущественное внимание.

Нефтехимический кластер

Нефтехимический бизнес в регионе в последние несколько лет считался наиболее динамично развивающимся. Как нефтяная, так и химическая отрасли губернии традиционно являлись основными экспортерами. В октябре 2006 года химия и нефтехимия были выделены правительством области в отдельное направление, которое с этого времени должно было начать формироваться в отдельный экономический кластер. Руководителем группы по формированию нефтехимического кластера был назначен министр нефтехимической и газовой промышленности Самарской области Игорь Иванов. По его словам, то, что нефтехимический кластер является приоритетным в экономике Самарской области, обусловлено прежде всего высоким уровнем развития нефтехимии в нашем регионе. В настоящее время самарскими предприятиями нефтехимического комплекса выпускается 20% российского синтетического аммиака и синтетических каучуков, 10% метанола, 5% синтетических смол и пластмасс.

В соответствии с прогнозами социально-экономического развития Самарской области на 2007-2009 годы, существующая тенденция к увеличению объемов производства в промышленности, в частности, на предприятиях нефтедобывающей, химической и нефтехимической, автомобильной отраслей, сохранится во всех городах области.

На сегодняшний день реальными конкурентами Самарского региона на уровне ПФО в сфере нефтехимического бизнеса являются Башкирия и Татария. При этом, как отмечает Игорь Иванов, в настоящий момент, к сожалению, практически все конечные продукты нефтехимии производятся за пределами нашего региона. По мнению исполнительного директора самарского отделения Российской гильдии финансистов Дмитрия Яковенко, через Самару проходит значительное количество трубопроводов, что позволяло продавать нефть на бирже "с отгрузкой в Самаре". Тем не менее в ходе последних аукционов по нефтяным месторождениям позиции самарского бизнеса были ослаблены победой в торгах региональной компании "Татнефть". Вместе с тем, по словам Иванова, у потенциального нефтехимического кластера Самарской области есть преимущества по сравнению с другими российскими регионами. Это прежде всего добыча углеводородного сырья и наличие почти всей необходимой инфраструктуры для создания производства различных продуктовавтомобильных шин, резинотехнических изделий и других товаров народного потребления. "На территории Самарского региона есть возможность создания замкнутого цикла по производству автомобильных шин. Производственная структура нефтехимического кластера Самарской области будет базироваться на добыче попутного нефтяного газа как ценного сырья для получения на газоперерабатывающих заводах широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), из которой в "Новокуйбышевской нефтехимической компании" производятся мономеры. Из них, в свою очередь, на "Тольяттикаучуке" вырабатывается каучук, являющийся основой для изготовления автомобильных шин и резинотехнических изделий. Также в производстве шин будет задействована продукция "Куйбышевазота" - кордная ткань и кордная нить. Неоспоримым преимуществом нефтехимического кластера в Самарской области является и тот факт, что здесь есть и конечный потребитель продукции - ОАО "АвтоВАЗ", который заинтересован в том, чтобы автомобильные шины и иные резинотехнические изделия не завозились из других регионов, а поставлялись предприятиями Самарской области", - отмечает Игорь Иванов.

Как сообщили "СО" в министерстве нефтехимической и газовой промышленности Самарской области, инфраструктура нефтехимического кластера также будет включать в себя научные институты и организации ("Гипровостокнефть", "Каучукнефтехимпроект", "Самаранефтехимпроект"), профильные образовательные учреждения (Самарский государственный технический университет, Тольяттинский политехнический институт, техникумы, колледжи), организации, предоставляющие логистические, транспортные, а также финансовые услуги.

есть данные

Нефтехимический кластер. Производство нефтепродуктов

36 402 млн руб.

объем отгруженных товаров по итогам 2006 года

39 390 млн рублей - объем отгруженных товаров, согласно оптимистичному прогнозу на 2009 год

Химическое производство

48 742 млн руб.

объем отгруженных товаров по итогам 2006 года

57 386 млн рублей - объем отгруженных товаров, согласно оптимистичному прогнозу на 2009 год

есть факты

Структура нефтехимического кластера

Нефтехимические предприятия: "Роснефть" (сырьевая база), предприятия ГК "СИБУР", "Куйбышевазот", "Промсинтез", "Нефтехимия", "Тольяттиазот", "Синтез-каучук", "Самара-Нафта", "НоваТЭК" Научные и образовательные организации: "Гипровостокнефть", "Каучукнефтехимпроект", "Самаранефтехимпроект"

Профильные образовательные учреждения: Самарский государственный технический университет, Тольяттинский политехнический институт, техникумы, колледжи

Логистические организации

Транспортные предприятия

Финансовые институты и организации

Источник: министерство экономического развития и инвестиций Самарской области

есть мнение

Игорь ИВАНОВ, министр нефтехимической и газовой промышленности Самарской области, руководитель рабочей группы по формированию нефтехимического кластера

- Нефтехимические предприятия размещены практически во всех городах Самарской области. Присутствие такого мощного комплекса, несомненно, оказывает положительное влияние на экономическое развитие региона, способствует улучшению социально-экономической ситуации. Расширение существующих нефтехимических производств и создание новых позволяют решить проблему занятости населения, особенно в тех городах, где нефтехимические предприятия являются градообразующимив Новокуйбышевске, Чапаевске и Тольятти. Организации нефтехимического комплекса не только удовлетворяют спрос на внутриобластном уровне, но и обеспечивают потребности общероссийского рынка в некоторых видах продукции и экспортируют ее за рубеж. Однако для оптимизации и дальнейшего развития комплекса необходимо государственное регулирование. Решение правительства Самарской области о создании нефтехимического кластера позволит привлекать и эффективно использовать дополнительные инвестиции, а также развивать научную и производственно-технологическую базу, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров.

Транспортно-логистический кластер

Уникальное географическое положение Самары, позволяющее региону стать полноценным транспортным узлом, соединяющим регион с Европой, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Средней и Юго-Восточной Азией, Каспийским бассейном, создало все условия для формирования полноценного транспортно-логистического кластера. По мнению Дмитрия Яковенко, с этой точки зрения регион однозначно лидирует не только на уровне Поволжья. По оценкам аналитиков министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, в рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России Самарский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях.

В настоящее время транспортная инфраструктура в ряде случаев является сдерживающим фактором экономического развития региона. К числу проблем следует отнести пока не реализованный проект реконструкции МА "Курумоч", незначительный рост плотности автодорог. К настоящему времени в рамках решения этих задач завершена разработка обоснования инвестиций в строительство автодорожного маршрута "Центр-ПоволжьеУрал" на территории Самарской области с мостовым переходом через Волгу и начата разработка инженерного проекта. Положительную оценку Главгосэкспертизы получили проекты модернизации "Курумоча" и проект строительства Самарского транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров.

В соответствии со стратегией развития транспортного комплекса Самарской области до 2020 года в перспективе необходимо решить вопрос включения региона в систему евроазиатских транспортных связей. Это возможно будет реализовать путем формирования и развития транспортно-логистического кластера, который обеспечит взаимодействие всех участников транспортного рынка и сопутствующих отраслей и последующее развитие соответствующей инфраструктуры. Ядром кластера должен стать транспортно-консолидирующий центр, который сконцентрирует вокруг себя все организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, промышленные организации-грузоотправители, логистические и транспортно-логистические компании, а также организации, оказывающие сопутствующие услуги. По данным министерства Габибуллы Хасаева, в организационно-функциональную структуру логистической системы кластера войдут мультимодальные центры складского хранения и грузопереработки, мультимодальные терминалы с подъездными автои железнодорожными путями, центр грузового транспорта, центр технического обслуживания подвижного состава транспорта, пункт обмена и ремонта всех видов контейнеров, службы производственнотехнологического и технического обслуживания, информационно-логистический центр, центры таможенного оформлении и контроля, учебный центр подготовки и переподготовки персонала, консалтингово-аналитический центр, службы маркетинга и рекламы, транспортно-экспедиционные и логистические компании, центры оптово-розничной торговли, страховые компании, охранные агентства. К 2010 году, по прогнозам минэкономразвития, при реализации этих планов общий объем перевозок с учетом мощностей существующих терминальных комплексов к 2010 году может составить порядка 11,6 млн тонн. А к 2020 году грузооборот Самарской области возрастет в 1,9-2,3 раза. Кроме того, значительно увеличится количество перевезенных пассажиров - в 1,3-1,5 раза - и пассажирооборот - в 1,5-1,8 раза.

есть данные

Транспортно-логистический кластер. Пассажирооборот

5 573 млн

пассажирокилометров по итогам 2006 года

5799 млн пассажирокилометров- оптимистичный прогноз на 2009 год

Грузооборот

164 063 млн

тоннокилометров по итогам 2006 года

189 906,7 млн тоннокилометров- оптимистичный прогноз на 2009 год

Протяженность федеральных автодорог и автодорог общего пользования

7 625,6 километра

по итогам 2006 года

7 717,3 километра - оптимистичный прогноз на 2009 год

есть факты

Структура транспортно-логистического кластера

Транспортные компании: филиал ОАО РЖД "Куйбышевская железная дорога", ОАО АК "Самара", ОАО "МА "Курумоч", ОАО "Самарский речной порт", ОАО "Речной порт "Тольятти", организации автомобильного транспорта различных форм собственности (грузовые и пассажирские

Логистические компании: ОАО "Волгатранстерминал", ОАО "Средневолжская логистическая компания", ЗАО "Тольяттинский логистический центр" и др.

Ремонтно-сервисные предприятия: вагоноремонтные депо, заводы по ремонту подвижного состава и колесных пар ОАО "РЖД", специализированные авторемонтные организации, авторемонтные участки транспортных компаний и др.

Экспедиторские компании: ТЭК "ООО "РКС Лайнс", ООО "Самаринтерэкспедиция", ООО "СамТЭК", ООО "Совтехтранс" и др.

Страховые компании: "Росгосстрах", "Ингосстрахование", "Мегарусс", ЖАСО и др.

Источник: министерство экономического развития и инвестиций Самарской области

Туристско-рекреационный кластер

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области является, пожалуй, одним из самых спорных на сегодняшний день вопросов. В течение 2006 года был сделан существенный шаг в развитии туристического потенциала области, создании условий для формирования туристско-рекреационного кластера. Рабочей группой подготовлена стратегия развития и определены перспективы использования в этих целях территории Самарской Луки, разработан пилотный проект освоения территорий в районе села Ширяево, который планируется превратить в маштабную рекреационную зону. Несколькими годами ранее по инициативе правительства Самарской области была разработана областная программа, регулирующая основные направления развития въездного туризма в ближайшие годы. Однако, несмотря на активные действия, предпринятые областными властями для повышения туристической привлекательности Самарского региона, это направление деятельности пока не принесло ожидаемых и приемлемых результатов. В части развития туристической отрасли Самарская область продолжает уступать своим ближайшим соседям по Приволжскому федеральному округу, в частности Казани, которая сделала прорыв в этой отрасли в последнее время. По мнению Дмитрия Яковенко, идеи строительства кемпингов, осваивания Жигулевского заповедника обсуждались еще в советское время, но за 20 лет в этом направлении в Самарской области реальных практических шагов сделано не было. Вместе с тем он отмечает, что, учитывая экономическую привлекательность Самарского региона, нельзя говорить о стагнации туристической отрасли. "Туристическая инфраструктура постепенно создается. Уже одно то, что в Самару после Москвы и Санкт-Петербурга пришла крупнейшая мировая гостиничная сеть "Холидей Инн", о чем-то говорит. При этом отель открылся в Самаре после того, как на местный рынок пришла другая мировая гостиничная сеть, пусть и поменьше - "Мариотт", работающая в регионе под брендом "Ренессанс", - отмечает Яковенко.

По данным министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, в настоящее время разработана стратегия развития самарского туристического кластера на период до 2020 года. Она включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. На первом этапе, который продлится с 2006-го до 2008 года, должна быть разработана программа развития туристского кластера Самарской области с выделением пилотного проекта создания туристского комплекса в с. Ширяево и разработкой плана развития территории национального парка "Самарская Лука". Одновременно должна завершиться разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач. На втором этапе (2008-2010 годы планируется приступить к реализации среднесрочных задач и проектов. И с 2010-го по 2020 год продлится третий этап, который коснется долгосрочных проектов и ежегодных программ.

При этом, наряду с очевидными преимуществами Самарской области (выгодное экономико-географическое положение, наличие значительного количества природных ресурсов и памятников, хорошие природно-климатические условия, развитие маршрутов социальной, культурной, паломнической и этнической направленности, высокий уровень развития сферы досуга и т.д.), на пути формирования кластера предстоит преодолеть и ряд существенных проблем. Среди них-высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктурыаэропорта, железнодорожных станций, автовокзалов, речных портов, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области, наличие несанкционированных свалок мусора, отсутствие государственной регистрации отелей, неудовлетворяющее международному уровню качество обслуживания, несоответствие большого количества объектов показа современным нормам, предъявляемым к туробъектам, и другие.

есть факты

Структура туристско-рекреационного кластера

Инженерная и транспортная инфраструктура: 20 авиакомпаний, работающих на самарском рынкемеждународный аэропорт "Курумоч", Самарский железнодорожный вокзал, автовокзалы, речные порты

Власть: правительство Самарской области, органы местного самоуправления

Рынок: 427 туристических фирм, 87 гостиниц, 119 турбаз

Образование: 9 высших и 10 среднеспециальных учебных заведений, готовящих кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства Самарской области

Информационное пространство: 72 печатных издания о туриндустрии, 8 телекомпаний, 3 радиостанции, 2 интернет-сайта и собственный информационный интернет-ресурс управления по делам туризма в Самарской области

есть данные

Туристический кластер. Малые предприятия в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере развлечений и отдыха

439,4 млрд руб.

оборот по итогам 2006 года

961 млрд рублей - оборот, согласно оптимистичному прогнозу на 2009 год

Источник: министерство экономического развития и инвестиций Самарской области

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.