Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Николай СВЕШНИКОВ: "Развитию кластерного подхода к экономике мешает отсутствие законодательной базы"

4 июля 2007 г.

Министр промышленности и энергетики Самарской области считает необходимым определиться с методикой формирования кластеров

Высокотехнологичное машиностроение является одной из наиболее развитых отраслей региональной экономики, в ней существует опыт эффективного взаимодействия предприятий. Поэтому у данного кластера есть все возможности стать ведущим в регионе. О проблемах формирования машиностроительного кластера и его перспективах "СО" рассказал Николай Свешников, министр энергетики и промышленности Самарской области.

- Как развивается кластер высокотехнологического машиностроения в Самарской области?

- На самом деле Самарская область и машиностроительный комплекс - неразрывно связанные вещибольшое количество людей работает в машиностроении, основные объемы производства в регионе определяются машиностроительным комплексом и отраслью добычи углеводородного сырья. В области всегда уделялось большое внимание развитию машиностроениякосмической отрасли, авиационной промышленности, автомобилестроению. С недавних пор стали говорить о необходимости развития территориально-производственных кластеров, о кластерной политике в целом в стратегии развития национальной и региональной экономики. Губернатором были даны поручения нам, министрам, провести подготовительную работу по созданию кластеров на территории Самарской области. Были созданы рабочие группы. Нашим министерством прорабатываются вопросы формирования авиационно- космического кластера, министерством экономического развития - автомобильного кластера и министерством нефтехимии - кластера нефтехимического. Мы провели хорошую подготовительную работу, изучили мировой, европейский опыт по созданию кластеров. Есть разные методики и подходы к формированию кластеров. Первый вариант - это когда кластер создается сверху, по инициативе государства, правительства, на основании федерального законодательства. Второй вариант - это создание кластера снизу, когда основной предпосылкой к формированию является желание организаций, работающих в одной сфере, взаимодействовать.

- К какому, на ваш взгляд, варианту ближе кластерная политика, развиваемая на территории нашего региона?

- Пока у нас в стране отсутствует точный подход к стратегии формирования и развития кластеров. Есть определенное понимание кластерных инициатив и организаций, того, как они формируются, но нет никакой законодательной базы, никаких нормативов в этой сфере. И сейчас российское министерство экономики пытается исправить это - сегодня разрабатываются предложения по законодательной базе для организации кластеров на территории РФ. Нужно определиться в рамках всей страны по поводу методики формирования кластеров. Сегодня кластер - это добровольное объединение производителей между собой, которое реализует определенные цели на основе общности интересов и желания взаимодействовать. Наша губерния - одна из первых, где заговорили о кластерной политике, поэтому можно назвать ее инициатором кластерного подхода к экономике. Поэтому именно в Самаре будет проводиться межрегиональный экономический форум, посвященный кластерной политике. Данной проблематикой занимаются только разве что еще в Сибири и в Нижегородской области. Томская область серьезно занимается развитием нефтехимического кластера, Нижегородская - машиностроительного.

- Поясните особенности формирования кластера, закрепленного за вашим министерством.

- Мы отвечаем за авиационно-космический кластер и уже проработали определенные вопросы с нашими предприятиями. У нас есть 2 основных направления работы - авиационная промышленность и космическая. Головным предприятием в космической отрасли является "ЦСКБ-Прогресс". О работе предприятия и его влиянии на формирование данного кластера на конференции подробно расскажет его директор, Александр Кириллин. Вокруг "ЦСКБ-Прогресс" базируются предприятия двигателестроения нашего региона. Это ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Кузнецова", завод "Металлист- Самара", ряд других предприятий, находящихся даже за пределами губернии. ЦСКБ работает не только с предприятиями нашей отрасли, оно ведет сотрудничество с предприятиями и других регионов. На базе космической отрасли сформирован вполне реальный кластер, потому что вокруг головного предприятия базируется и наукас ЦСКБ и другими предприятиями кластера сотрудничают и Самарский государственный аэрокосмический университет, и технический. Здесь видно взаимодействие и высшей школы, науки, и отраслевых институтов с производственными структурами. Большим толчком к развитию данного кластера может стать госзаказ на производство новой ракеты-носителя "СОЮЗ-2-3", который "ЦСКБ-Прогресс" может выиграть по конкурсу. Конкурс, вероятнее всего, будет проведен Роскосмосом в 2008 году.

Нельзя сказать, что развитие кластера зависит от него на 100 процентов, но если наши производители ракетоносителей выиграют этот конкурс - это создаст предпосылки для более успешной работы кластера. Будет новая продукция в виде этого ракетоносителя, будет конкретная организация, занимающаяся его производством, будут предприятия-поставщики. Этот госзаказ даст определенный толчок к развитию кластера, ну и, конечно, это дополнительные объемы производства и новые рабочие места. Поэтому нам очень важно, чтобы в производстве нового ракетоносителя были задействованы все наши региональные предприятия и вся наша наука. Поэтому мы в лице ЦСКБ и других предприятий будем принимать участие в конкурсе, и наш основной козырь - все необходимое для создания ракетоносителя мы можем делать сугубо на территории нашего региона - и саму ракету, и двигатели, и научно-техническое сопровождение.

- Какова перспектива создания холдинга на базе "ЦСКБПрогресс"? В какой стадии находится этот процесс? Создание этого вертикально-интегрированного холдинга исключает формирование корпорации "Двигатели НК"?

- Не так давно прошла встреча губернатора с первым вице-премьером РФ Сергеем Ивановым, в рамках которой рассматривался и этот вопрос. Создания холдинга, действительно, зависит от конкурса на производство СОЮЗов. Если ЦСКБ выиграет, то холдинг будет созданЦСКБ начнет производить новые ракеты, двигатели будет производить "Моторостроитель", определенную комплектацию - "Металлист" на базе разработок "СНТК имени Кузнецова". Создание такого вертикально-интегрированного холдинга, действительно, возможно, потому что на всех предприятиях определенный пакет акций принадлежит государству, а головное предприятие "ЦСКБ-Прогресс" на сто процентов является государственным. Естественно, если мы сделаем ставку на такую вертикальную структуру, то возможность создания корпорации "Двигатели НК" будет исключена.

- А как обстоят дела в регионе с авиационной отраслью?

- В сфере авиационной промышленности головным предприятием в губернии является авиационный завод "Авиакор", который выпускает сегодня самолет АН-140 и его модификации. Основой для формирования кластера являются предприятия Самарской губернии, которые поставляют кабельную продукцию, электронику, шасси, и другие узлы и агрегаты для самолетов. К тому же мы не замыкаемся только на одном производителе. Нам очень важно, чтобы наши предприятия-поставщики узлов-агрегатов работали в рамках страны с другими производителями самолетов, в рамках объединенной авиационной корпорации. "Авиакор" же сегодня пытается занять ту свободную нишу в сфере авиационной промышленности, которая осталась в нашей стране. Сейчас на смену ТУ-154 и ТУ-134 приходят другие самолеты, и "Авиакор" сегодня не в состоянии тягаться с новыми производителями средне- и дальнемагистральных самолетов. Но предприятие может занять хорошие позиции по производству региональных самолетов с моделью АН-140. Сильно мешает работе завода то, что он не попал в объединенную авиационную корпорацию. Корпорацией же сегодня в большей мере поддерживаются предприятия, где есть государственный пакет акций. Сегодня при помощи усилий губернатора решены некоторые вопросы, и "Авиакор" может участвовать в изготовлении отдельных узлов-агрегатов для других производимых в России самолетов, в частности есть предложения участвовать в производстве нового самолета ТУ-334.

- Какие меры по стимулированию и поддержке развития кластера предпринимаются областным правительством?

- Сегодня налажено взаимодействие предприятий, организаций и правительства области по решению всех кластерных проблем. Широко используются все законы, как федеральные, так и областные, в плане инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Областными законами установлены налоговые льготы для предприятий авиационной отрасли. В определенные проекты инвестируются средства, естественно, это помогает формированию кластера. Наши законы позволяют иметь льготы предприятиям губернии при привлечении инвестиций в свое производство. Грамотно выстроены взаимоотношения предприятий, инвесторов и правительства. Созданы инвестиционные фонды, при обращении в которые можно получить финансирование из областного бюджета определенных проектов и разработок. Областное правительство предлагает различные формы помощи предприятиям в пределах возможностей регионального бюджета.

Источник: РИА "Самара"

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.