2 июля 2007 г.
Генеральный директор компании «Сателлит» считает, что слияние торговых сетей способствует развитию бизнеса
На самарском рынке бытовой техники и электроники наращивают свою долю федеральные игроки. Как это отразится на региональном бизнесе? Какие позиции занимают на нем местные компании? За счет чего они пытаются их удержать? На эти и другие вопросы "СО" ответил генеральный директор компании "Сателлит" Олег Долгов.
- Как вы оцениваете конъюнктуру самарского рынка бытовой техники и электроники?
- Самарский рынок - один из самых конкурентных в России. Наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и еще несколькими городами - Новосибирском, Ростовом-на-Дону и Екатеринбургом, Самара входит в число городов, где рынок бытовой техники и электроники (БТЭ получил наибольшее развитие. Причем Самара по количеству торговых площадей, занятых под БТЭ, одно время даже опережала Москву, а сейчас идет с ней на одном уровне. Местный рынок достаточно насыщен, поэтому новые игроки, которые будут на него выходить, станут отбирать долю у уже присутствующих.
- Какую долю рынка в регионе сейчас занимают федеральные игроки?
- Существенную. Из региональных компаний сегодня на рынке остались только мы, и наша доля рынка в настоящий момент составляет порядка 10%. Последняя сеть, которая закрылась, - "432". В Тольятти существуют местные магазины, но они работают по франшизе под торговой маркой "Эксперт". Особняком на рынке стоит компания "Белая техника", которая работает только в одном сегменте - белой техники (холодильники и стиральные машины. - Прим. ред.), но у нее в основном развито оптовое направление.
- Какова сегодня структура сети "Сателлит"?
- В настоящий момент в сети работает 49 магазинов, из них 16 - в Самарской области и 7 - непосредственно в Самаре. Все магазины у нас собственные, франчайзинг мы не используем. В сети развиваются три формата. В крупных городах, областных центрах мы открываем магазины самой большой площади - 1200 квадратных метров. В городах поменьше работают магазины площадью 800-1000 квадратных метров, в малых городах - 500-600 квадратных метров. В сети остались магазины площадью менее 500 квадратных метров, но их мы планируем либо расширять, либо закрывать. В то же время мы намерены открывать новые магазины, в основном в других регионах. Мы открылись в Пермской области, и сейчас там у нас 4 магазина. Также мы планируем выходить в Сургут, до конца года рассчитываем открыть там как минимум два магазина. В первую очередь нас интересуют города с численностью населения от 50 до 200 тысяч человек.
- Поступали ли вам предложения работать по франчайзингу или продать свою сеть?
- Предложение о покупке сети нам поступали, а о франчайзинге еще чаще. В частности, работать по франчайзингу нам предлагали и "Эксперт", и "Линия тока". Но преимуществ, которые давала бы франшиза, мы не видим. Нет никакого механизма контроля и влияния на формирование закупочных цен, только ограничение закупок и принятие на себя дополнительных обязательств. На данный момент я не считаю это для нас интересным. Интерес представляет только ситуация, если сами сети сольются, и управлением альянсом займется совет директоров или организованная управляющая компания. Я говорю о региональных сетях, федералам это абсолютно неинтересно. На сегодняшний день наиболее крупные региональные сети - это "Домо" (Казань), "Телемакс" (Санкт-Петербург), "Техношок" (Санкт-Петербург), "Поиск" (Ростов-на-Дону), "Норд" (Екатеринбург), "Сибвез" (Новосибирск). Это те сети, которые наряду с нашей имеют значительную долю рынка в своих регионах и хороший оборот. В принципе нам интересен вариант формирования какого-то альянса. Я думаю, что, если поступит интересное для нас предложение, мы будем его серьезно рассматривать. Есть предложения не то чтобы о слиянии, но об объединении усилий нескольких сетей, формировании альянса, то есть какойлибо структуры, которая объединит несколько сетей. Такие предложения исходят в том числе от банков. Крупные банки, входящие в первую десятку, инвестиционные группы сейчас активно подключились к этому процессу.
- С кем-то из сетей вы вели переговоры о возможном объединении?
- Переговорами это назвать сложно. Мы вели консультации по объединению закупок, по формированию закупочного альянса.
- А вариант продажи сети как бизнеса целиком вы рассматриваете?
- Нет, мы планируем продолжить заниматься этим бизнесом сами.
- Если говорить о рынке бытовой техники и электроники в целом, насколько актуальна сейчас на нем тема слияний и поглощений?
- Я думаю, что в ближайшее время количество сделок по слиянию, поглощению, формированию торгово-закупочных альянсов будет нарастать. Первый бум прошел, когда очень много сетей ушло под франшизу "Эксперта" и в меньшей степени "Линии тока". Но вскоре, я думаю, этот процесс примет более серьезный оборот. Приход такого игрока, как Media Markt, кардинальным образом изменит ситуацию на рынке, и на нем будут происходить и слияния, и поглощения. Осталось несколько региональных сетей, которые, на мой взгляд, будут активно участвовать в этом процессе. Хотя я не исключаю, что какая-нибудь федеральная сеть будет поглощена или войдет в состав того же Media Markt или французской сети.
- Как вы оцениваете бренд "Сателлит" на других рынках?
- В каждом городе компания занимает свою долю рынка, в некоторых она достаточно высока. Есть города, где мы входим в тройку лидеров. Узнаваемость бренда разнится в зависимости от города. Затраты на рекламу у нас растут год от года. На эти расходы идет порядка 3-4% оборота.
- Насколько велика конкуренция в малых городах, куда вы заходите?
- Как правило, в любом городе всегда есть два магазина, "Эльдорадо" либо его франчайзи и местный магазин, который взял франшизу "Эксперта". Но конкуренция повсеместно увеличивается.
- Какие инвестиции вы вкладываете в открытие одного магазина?
- Размер инвестиций существенно разнится в зависимости от региона, потому что подготовка к открытию требует набора штата сотрудников. Сейчас мы столкнулись с тем, что средняя зарплата в Сургуте не меньше 15 тысяч рублей. Естественно, вхождение в этот регион будет стоить дороже, чем, например, в Башкирию, где средняя зарплата 5-7 тысяч рублей. Объем инвестиций при открытии магазина достигает $300 на квадратный метр, но мы стараемся укладываться в меньшую сумму.
- Зависит ли ассортимент ваших магазинов от размера городов, в которых они находятся?
- Он изменяется в зависимости от категории магазина - чем больше его площадь, тем шире представленный на ней ассортимент. В любом случае в магазинах присутствуют все товарные группы, но внутри групп ассортимент разнится. Например, отличается количество ноутбуков, телевизоров, представлено меньше дорогих товаров. Более того, сейчас мы стараемся увеличить площади в малых городах, и если это не получается, то закупаем специфическое торговое оборудование, например, двухъярусные стеллажи под стиральные машины.
- Какова сейчас структура спроса покупателей на бытовую и электронную технику?
- Могу сказать, что растет доля так называемого мелкого товара. Это общая тенденция. Мы приходим к европейскому показателю. В том же Media Markt большое внимание уделяется продажам мелкого сопутствующего товара. У нас тоже активно увеличивается эта товарная категория. Мы переделываем торговое оборудование, чтобы выставлять на основных стеллажах еще и сопутствующий товар.
- Менялась ли в последнее время рентабельность продаж бытовой техники и электроники?
- Она несколько снизилась. Все игроки на рынке электроники в основном используют арендованные площади, и за счет роста арендных ставок рентабельность этого бизнеса несколько падает. Кроме того, на снижение рентабельности также влияет рост затрат на заработную плату и ужесточение конкуренции.
- Федеральные продавцы БТЭ связывают уровень рентабельности магазинов с их площадями. Не планируете ли вы расширять магазины?
- Мы считаем, что магазин площадью 1200 квадратных метров - это формат, который будет востребован и в дальнейшем, он распространен в европейских странах. Другое дело, что он не будет востребован в торговых центрах "выходного дня" типа ТРК "Московский". Но в микрорайонах магазины этого формата еще пользуются популярностью.
- Какую категорию торговых площадей вы выбираете для развития своей сети?
- Приоритет мы отдаем торговым центрам. Хотя есть малые города, в которых торговых центров практически нет, поэтому приходится идти в отдельно стоящие здания.
- Сеть "Техносила" откроет свой магазин во второй очереди ТЦ "Аврора". Как, по вашим прогнозам, это отразится на вашем магазине в "Авроре"?
- В "Авроре" у нас маленький магазин, поэтому мы еще не приняли решение, останется он там или нет. Но с другой стороны, то же "Эльдорадо" успешно сосуществовало рядом с "М.Видео", с "Техносилой". На рынке бытовой техники сложилась традция открывать магазины рядом. К тому же с "Техносилой" мы работаем в разных ценовых категориях. Мы позиционируем себя как дискаунтер, а "Техносила" - это магазин с более высокими ценами. Поэтому не исключено, что приход в "Аврору" федерального игрока будет способствовать более успешной работе нашего магазина.
- Какая часть бытовой техники сегодня продается в кредит?
- Пик потребительского кредитования пришелся на 2005 год, когда покупки в кредит составляли до 50% от общего объема продаж. Тогда эта услуга была новинкой, сопровождавшейся всевозможными акциями, и народ активно шел на это. А сегодня доля покупок в кредит снижается. Сейчас она меньше 30%, и я думаю, что до конца года этот показатель упадет примерно до 27%. Причин этому несколько. Во-первых, сейчас народ уже знает реальный процент дополнительных платежей за технику. Во-вторых, сама техника становится все более доступной, при том что покупательная способность людей растет.
есть факты
Сеть «Сателлит»
Создана в 1995 году. Учредителями сети выступают пять физических лиц, среди которых Олег Долгов и Александр Маженков
Входит в десятку крупных региональных сетей по продаже бытовой техники и электроники
Имеет 49 магазинов, работающих в 30 городах
Развивает магазины площадью от 500 до 1200 квадратных метров, с объемом инвестиций в открытие магазина до $300 на квадратный метр
В Самарском регионе работает 16 магазинов, из них 7 в Самаре.
Доля на самарском рынке составляет 10%
Возглавляется Олегом Долговым, работающим в компании "Сателлит" с 1995 года. Образование - Куйбышевский авиационный институт (окончил в 1991 году
www.expert.ru