2 июля 2007 г.
Менеджмент частного учебного заведения отличается от менеджмента муниципального
Организация частного учебного заведения требует больших вложений. Управление частной школой или садом отличается от управления муниципальными образовательными учреждениями гибким подходом.
Формирование частного дошкольного и школьного образования в Самаре началось в 90-х годах, но говорить, что этот сегмент полностью оформился, еще рано. С одной стороны, ощущается нехватка качественных учебных заведений, которые могли бы реализовать новый подход к образованию, а с другой - организовать частную школу или детский сад очень сложно, и дело это затратное. Сегодня в Самаре насчитывается более десяти стабильно работающих частных детских садов и школ. Директор НОУ "Творчество" Елена Савина отмечает, что в городе очень мало частных школ, поскольку организация такого образовательного учреждения сложна и требует больших временных и материальных затрат. "Кроме того, частные школы испытывают определенный прессинг со стороны государства", - говорит Елена Савина. Принципиальных отличий в открытии муниципальной или частной школы или детского сада нет, однако организаторы частных учебных заведений сталкиваются с гораздо большим числом проблем, чем организаторы муниципальных, и решать их приходится самостоятельно. Одной из самых распространенных проблем является отсутствие подходящего помещения. Директор частной школы "Элита" Лариса Панченко рассказала, что открывала школу в 1997 году, и на тот момент каких-либо принципиальных отличий в требованиях не было. "Мы выполнили все требования, которые были прописаны в законе об образовании, Гражданском кодексе и других документах", - говорит она, но тут же добавляет, что открывать частную школу сложно, потому что самостоятельно нужно обеспечить все условия, в которых будут существовать школьники. У обычных государственных или муниципальных школ уже есть готовые к эксплуатации помещения, а частным нужно приводить помещение в соответствие всем требованиям своими силами.
Как правило, под частное учебное заведение дается помещение не в лучшем состоянии, поэтому приходится вкладывать большие средства, чтобы привести его в соответствующий вид. "На свои деньги очень сложно открывать частную школу", - отмечает Лариса Панченко. Директор частной школы "Развитие" Лилия Рахманова также заметила, что открытие частной школы или детского сада упирается в отсутствии подходящего помещения либо в сложности его получения. Кроме того, для частных учебных заведений не делается никаких послаблений. Для них исполнение всех требований обязательно. Инициаторами открытия частного учебного заведения сегодня становятся люди, имеющие отношение к образованию либо педагогическое образование. Но наличие педагогического опыта не гарантирует успеха. Руководитель частной школы должен обладать еще и менеджерскими качествами. Елена Савина отмечает, управление школой - это призвание, не зависящее от наличия или отсутствия специального педагогического образования. Лилия Рахманова считает, что руководитель должен создать команду творческих людей, которая будет работать по принципу ответственности друг перед другом. Управленческая система частной школы требует, чтобы каждый член команды находился на своем месте. "Руководитель думает обо всем, начиная от внешнего облика школы до учебных программ. Кроме того, он должен быть психологом, чтобы подобрать персонал, он должен владеть методикой преподавания, чтобы оценить качество проведения занятий. Руководитель должен быть в курсе всего, ему есть дело до всех мелочей", - рассказывает Лилия Рахманова. Руководитель, как и учитель, находится в режиме постоянного обучения и повышения квалификации. Для успешной работы частные школы нуждаются в рекламе и продвижении своих услуг. Все участники образовательного рынка отмечают, что лучшей рекламы, чем рекомендации друзей и знакомых, нет. Однако "сарафанное радио" необходимо дополнять рекламой, которая будет носить систематический характер, иначе она окажется неэффективной. Лилия Рахманова отметила, что телевидение и Интернет позволяют воздействовать на целевую аудиторию с максимальным эффектом. Другим эффективным каналом коммуникации она считает специализированные справочные издания и деловую печатную прессу, в частности, газеты. Чтобы название школы, информация о ней распространялись в массах, необходимо систематически размещать имиджевую рекламу.
есть данные
10 стабильно работающих
частных школ и детских садов в Самаре