27 июня 2007 г.
В начале года 14 компаний, подконтрольных автозаводу, остались без прежних руководителей. По мнению экспертов, таким образом менеджеры ВАЗа пытаются изменить прежнюю систему управления и расставить на местах своих людей.
О массовых отставках, произошедших в начале года в дочерних компаниях ОАО "АвтоВАЗ", стало известно из официальной отчетности ОАО за 1 квартал 2007 года. По данным, опубликованным в документе, своих постов лишились сразу 14 менеджеров подконтрольных ВАЗу компаний. В частности, смена руководства произошла в ОАО "Авто-ВАЗтранс", ОАО "Автоцентр-Тольятга-ВАЗ", ОАО "Волжско-Камская ФПГ", ОАО "Биробиджан-Лада-Сервис", ОАО "Двина-Лада", ОАО "Автоцентр", ОАО "Нижнекамск-Лада-Сервис", ОАО "Иркутск-АвтоВАЗ", ОАО "Преголь-Лада", ОАО "Тянь-Шань-Лада", ОАО "Химки-ВАЗ", ООО "Центральная СТО", ОАО "Яхрома-Лада" и ЗАО "ИнкоВАЗ" (дочерняя структура ЗАО "Автомобильная финансовая корпорация").
По словам президента группы "АвтоВАЗ" Владимира Артякова, причинами массовых увольнений директоров аффилированных компаний стали либо многочисленные нарушения менеджерами законов, либо просто неэффективное управление.
"В настоящий момент ситуация такова, что в тех компаниях, которые управляются ранее назначенными руководителями, в большинстве случаев мы фиксируем экономические и уголовные нарушения. Это либо отчуждение собственности, сокрытие прибыли, либо увод прибыли из этих предприятий. Безусловно, все это наносит очень большой ущерб ВАЗу. Именно в связи с этим мы приняли решение централизовать руководство, ужесточить систему управления и объединить сбытовые компании в один холдинг", - пояснил Владимир Артяков.
Эксперты отмечают, что в системе ВАЗа это едва ли не самая массовая за последнее время череда увольнений, однако считают, что все происходящее вполне укладывается в канву последних усилий по реорганизации системы управления автозаводом и подконтрольными ему структурами. В частности, начальник отдела торговых операций ИБК Golden Securities Павел Краснощекое полагает, что "кадровые перестановки как на самом тольяттинском предприятии, так и в его дочерних структурах являются закономерными в связи с проводимой реструктуризацией компании и ликвидацией перекрестного владения акциями".
По оценкам ИК "Финам", в том положении, в котором сейчас находится ВАЗ, топ-менеджеры компании обязаны использовать все ресурсы и рычаги давления для исправления трудного положения на дочерних предприятиях. "Еще не так давно наиболее остро стоял вопрос о ликвидации схемы перекрестного владения, которая мешала "Рособоронэкспорту" консолидировать контрольный пакет ввиду того, что "дочки" владели акциями ВАЗа. Выделение "дочек" позволило компании более свободно выбирать стратегию - какие-то предприятия консолидировать, кого-то продавать. В данный момент дело дошло до упорядочивания управление и финансовых потоков аффилированных структур, что является вполне логичным", - отметил Денис Горев.
Евгения Николаева