25 июня 2007 г.
15 марта областная прокуратура сообщила, что направила представление об устранении нарушений законодательства, допущенных департаментом развития туризма Самарской области и главным управлением организации торгов. Как складываются отношения ГУОТ с заказчиками? С чем связаны жалобы участников торгов? Как развиваются судебные процессы между управлением и антимонопольным ведомством? На эти и другие вопросы "СО" отвечает руководитель главного управления организации торгов Самарской области Валентин Корнилов.
- Как вы относитесь к периодическим обращениям компаний-участников торгов в ФАС с целью оспорить результаты торгов?
- Положительно, потому что они пользуются своим правом. Желательно, чтобы они им пользовались правомерно, а не просто так. Многие обращаются в УФАС, лишь бы обратиться. С 1 января 2006 года в действие вступил новый закон, в котором очень четко прописана процедура обжалования решений конкурсных комиссий, поэтому все сразу решили жаловаться. Жаловаться у нас любят, обоснованно это или нет, это уже второй вопрос. Еще один момент заключается в том, что, наверное, УФАС играет на свой имидж, потому что распространяет информацию среди участников торгов: "Идите к нам. Мы вам поможем, мы с вами со всеми разберемся". Этот призыв был услышан, и все пошли.
- Были ли уже разбирательства с компаниями-участниками торгов в арбитраже? И сколько судебных решений было принято в пользу ГУОТ?
- За период с 1 января по 31 декабря 2006 года главное управление организации торгов Самарской области и его сотрудники приняли участие в 21 судебном разбирательстве как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. Жалобы в УФАС на ГУОТ и проводимые им конкурсы подавали ЗАО "Кардиоэлектроника", ООО ОП "Ратник", ЗАО "Самкон", ООО МЖК "Астра", ЗАО "Аргодорстрой" и другие. В свою очередь, ГУОТ и его сотрудники обращались в суд с признанием решений и предписаний, а также постановлений о наложении штрафов УФАС по Самарской области недействительными. Показатель высокой квалификации и компетенции экспертов, работающих в конкурсных комиссиях, а также сотрудников управления - это соотношение количества жалоб на решения конкурсных комиссий в УФАС к количеству проведенных процедур размещения заказов. Это всего 0,5%. Судебная практика показала, что в пользу УФАС суд вынес положительные решения в 2006 году лишь в четырех случаях, тогда как в пользу главного управления в 15, в стадии рассмотрения - два дела.
В 2007 году в стадии рассмотрения арбитражного суда области находятся три дела по заявлению ГУОТ к УФАС по Самарской области, на рассмотрении судов общей юрисдикции Самары находятся три жалобы членов конкурсной комиссии об отмене постановлений о наложении штрафа к УФАС.
Экспертная оценка заявок на участие в конкурсе - довольно сложный и трудоемкий процесс, при котором мы обязаны выносить объективные решения в соответствии с указанными в конкурсной документации критериями оценки и с требованиями законодательства. В соответствии с федеральным законом 94 победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия, а это вовсе не означает, что цена контракта, указанная в его конкурсной заявке, наименьшая. Существует еще ряд критериев оценки, оговоренных в законодательстве. Многие участники размещений заказов не совсем это понимают, отсюда и возникают претензии.
- Существует ли для конкурсной комиссии разница, победит на торгах местная или инорегиональная компания?
- Не существует. Закон обязывает нас относиться ко всем одинаково. Все, в том числе и зарубежные, организации допускаются к размещению заказов для областных государственных нужд, за исключением оборонного заказа. Хотя есть некоторые изделия военного значения, которые отечественные производители не выпускают, поэтому они специальным постановлением федерального правительства закупаются у иностранных поставщиков.
Из чувства патриотизма местная компания, конечно, предпочтительнее, она платит здесь налоги, предоставляет рабочие места, но такая дискриминация запрещена и законом о закупках, и антимонопольным законодательством.
- 15 марта областная прокуратура сообщила, что направила представление об устранении нарушений законодательства о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд департаментом развития туризма Самарской области и ГУОТ. Как вы прокомментирует эту информацию? Как складываются ваши отношения с заказчиками?
- Наше ведомство будет фигурировать при любом упоминании о размещении заказа для областных госнужд, потому что мы организуем и проводим все эти процедуры. Взаимоотношения ГУОТ с заказчиком четко прописаны постановлением правительства Самарской области 17. За заказчиком остается право подачи заявки и определение всех параметров государственного заказа. Мы только организуем и проводим торги, а решение по ним принимает не ГУОТ, а конкурсная комиссия, состоящая из представителей заказчика и других представителей органов исполнительной власти. Протест прокурора в отношении департамента развития туризма больше касается заказчика, к проведенным нами процедурам торгов претензий нет. Мы на основании заявки заказчика разрабатываем документацию, куда включаем все требования, сроки выполнения госконтракта определяет заказчик, именно он заключает контракт с победителем конкурса, мы же их только регистрируем.
- Планируется ли проведение конкурсов на междугородную, международную связь для городских и областных властей в связи с либерализацией рынка дальней связи?
- Есть федеральный закон о естественных монополиях, где "Ростелеком" указан как монополист по связи, и если появятся другие операторы на этом рынке, то сначала будет изменен закон о естественных монополиях. Компания как монополист будет исключена из закона, и тогда уже работа будет организована в соответствии с требованиями федерального закона 94. Все действия в подобной ситуации проходят по цепочке. Все течет, меняется, а мы обязаны работать в соответствии с законом.
- На cайте ГУОТа опубликована информация, что 200 с лишним организаций не обращаются за возвратом задатков, уплаченных при подаче заявки на конкурс. С чем это связано?
- Несвоевременный возврат задатков связан с тем, что победители конкурсов не представляют в главное управление копии подписанных сторонами государственных контрактов, что является основанием возврата обеспечения. Проигравшие же участники, зачастую представляют в пакетах конкурсной документации неправильно оформленные договоры обеспечения с неверно указанными реквизитами. Многие просто забывают о внесенных суммах обеспечения (например, в связи со сменой бухгалтеров и предоставляют необходимую для их возврата документацию только после адресного напоминания. Размещение на сайте главного управления вышеуказанной информации и есть такое напоминание. Перечисление невостребованных в 2003-2004 годах сумм обеспечения заявок в бюджет Самарской области произошло один раз, в 2005 году. После того, как все попытки разыскать владельцев средств окончились безрезультатно. Общая сумма перечисления составила почти 102,8 тыс. руб.
- На какую сумму в прошлом году было размещено заказов для нужд областного бюджета? Какова динамика сравнительно с 2005 годом?
- В 2006 году главное управление организации торгов провело 3,5 тысячи процедур размещения заказов для областных государственных нужд всеми способами, в том числе на открытых конкурсах - почти 1,2 тысячи, запросом котировок - 2,3 тысячи, на открытых аукционах - 8. По их итогам заключено контрактов на общую сумму 30,9 млрд руб. Большая часть этой суммы за счет договоров по результатам открытых конкурсов - почти 30,5 млрд руб., также запрос котировок - 420,6 млн руб., методом открытого аукциона - 55,8 млн руб. Для сравнения, в 2005 году было заключено госконтрактов на общую сумму 12,9 млрд руб.
У единственного источника, то есть без проведения процедуры торгов, в 2006 году размещено 356 заказов для областных государственных нужд на сумму почти в 3,2 млрд руб., что составляет 10,3% от заказов, размещенных на конкурсной основе, и 5,6% расходной части бюджета области соответственно. Доля подобных заказов в 2005-м составляла 43% от суммы заказов, размещенных на конкурсной основе. В 2006 году показатель снизился в четыре раза.
В 2006 году на конкурсной основе было размещено заказов на 34 с лишним млрд рублей, что составляет 59,5% от расходной части бюджета области того же года, экономия бюджетных средств составила 3,1 млрд руб., то есть она покрыла почти половину дефицита расходной части бюджета Самарской области на 2006 год. В 2005 году на конкурсной основе было размещено областных госзаказов на 8,9 млрд рублей, что составило 21,25% от расходной части бюджета области на 2005 год. Таким образом, этот показатель в 2006 году вырос в три раза.