23 июня 2007 г.
Специализированные ТЦ будут завоевывать клиентов удобством форматов
Активное развитие рынка специализированных торговых центров уже в ближайшее время может привести к усилению конкуренции в этой отрасли. По оценке аналитиков, победителями в этой ситуации окажутся те ТЦ, которые сделают ставку на собственный формат, сделав его более понятным и удобным для покупателя.
2005-2006 годы стали временем бурного развития рынка коммерческой недвижимости в сегменте специализированных торговых центров. Наиболее далеко в этом плане шагнули комплексы, специализирующиеся на продаже мебели и стройматериалов. По мнению директора ТЦ "Вавилон" Игоря Бабурина, это связано с тем, что данный товар очень востребован среди покупателей и одновременно наиболее заметен на рынке. "Бизнес по продаже мебели и стройматериалов требует и большого ассортимента, и больших площадей", - отмечает Бабурин. По его мнению, наиболее заметными среди специализированных центров являются "Мегастрой", "Мегамебель", "Интермебель", "Стройдом".
На сегодняшний день в Самаре насчитывается более двух десятков специализированных центров по продаже стройматериалов и мебели и чуть меньше комплексов, ориентирующихся на другие виды товаров. Вместе с тем, по мнению владельца ТК "Стройдом" Ивана Осокина, говорить о насыщенности этого рынка пока нельзя, так как растет спрос, а соответственно растет и предложение.
По мнению Игоря Бабурина, рост рынка специализированных ТЦ будет происходить за счет появления новых проектов. В ближайшее время серьезную конкуренцию самарцам в этом бизнесе могут составить московские игроки. Так, на серьезную долю рынка претендует шведский концерн IKEA, который планирует открыть комплекс в поселке Красный Пахарь. По оценке участников рынка, с началом работы IKEA местные мебельные магазины, работающие в сегменте эконом-класса, могут потерять до 15-20% клиентуры. Оценить влияние шведского проекта на самарский рынок можно будет только в 2008 годуна этот срок намечена сдача ТК в эксплуатацию. Пока же, как считают девелоперы, москвичи не оказали существенного влияния на самарский рынок ТЦ в части продажи стройматериалов и мебели. Так, по мнению руководителя одного из центров, неудачным оказался заход на рынок торгового комплекса "Касторама". Ему не удалось занять ту долю рынка, на которую он изначально претендовал. Если в сегменте продажи мебели и стройматериалов продолжают лидировать представители самарского бизнеса, то, по словам руководителя департамента оценки ГК "Спектр недвижимости" Сергея Винтаева, другие направления торговли в рамках специализированных ТЦ (например, сектор бытовой техники москвичам удалось полностью консолидировать в своих руках. В качестве примера можно привести такие сети, как "М.видео", "Эльдорадо", "Мир", "Техносила".
С усилением конкуренции на рынке специализированных ТЦ неизбежен передел. Как обычно бывает, слабым игрокам придется уйти с него, уступив свою долю более сильным соперникам. Впрочем, по мнению Ивана Осокина, выжить в подобных условиях способен любой бизнес, если он работает по принципу "не зачем", а "как". По мнению участников рынка, перспективы любого ТЦ будут зависеть от эффективности управления, выбранного формата. По мнению одного из участников этого рынка, "среди самарских специализированных ТЦ грядет война концепций. Победят в ней те, чьи форматы более понятны и удобны для покупателя - это обеспечит стабильный приток клиентов. А от выбора покупателя зависит и выбор арендаторов". Для кого-то из игроков преимуществом будут являться географические особенности размещения ТЦ. Так, все больше и больше центров сегодня начинает строиться не в центре города, а на его окраине. С одной стороны, это решает вопрос с логистикой и парковкой, с другой - в таких центрах, как правило, невысокая арендная ставка, что привлекает арендаторов. Другие игроки предпочитают наряду с этим особое внимание уделять не только месторасположению, но и собственно формату торговли, стараясь делать его максимально удобным для покупателей. Так, достаточно необычным для Самары, но в то же время удачным является формат ТЦ "Победа" (проект группы "Самарский деловой мир"). По своей структуре ТЦ "Победа", располагающийся на 12 тысячах кв. м, представляет собой специализированный гипермаркет "два в одном", в котором сочетается торговля стройматериалами (1 этаж ТЦ и мебелью (2 этаж ТЦ). При этом не делается акцента на товарах какого-то одного ценового сегмента : многочисленность форматов предполагает, что здесь для себя должен что-то найти любой покупатель. В соответствии с выбранной концепцией продумана внутренняя навигация и планировка торговых площадей.
есть мнение
Иван ОСОКИН,
владелец ТК "Стройдом"
- Все разговоры о снижении стоимости жилья не имеют под собой никаких оснований. Рынок "падать" пока не собирается. В связи с этим спрос на стройматериалы также будет расти.
Сергей ВИНТАЕВ,
руководитель департамента оценки ГК "Спектр недвижимости"
- Развитие специализированных торговых центров будет всегда, но темпы открытия и строительства новых комплексов несколько сократятся. При этом будут открываться только такие ТЦ, которые способны конкурировать с уже существующими. В противном случае они не смогут удержаться на рынке.
Виктор АНТИПОВ,
генеральный директор компании "Индэст Development"
- Тенденции развития специализированных торговых центров позволяют говорить о том, что обостряющаяся конкуренция положительно влияет на этот сегмент недвижимости, поскольку постоянно улучшаются условия совершения покупки, ведется более гибкая политика в отношении арендаторов, с рынка уходят объекты, не сумевшие приспособиться к меняющимся условиям, остановившиеся в своем развитии.
Дамир ДУСАЕВ,
руководитель департамента недвижимости группы "Самарский деловой мир"
- Во все более ужесточающейся конкуренции среди торговых центров, в том числе и специализированных, сумеет одержать победу лишь тот формат, который будет удобен, прежде всего, покупателю. Крупные международные сети клонируют торговые технологии во всех регионах присутствия и не могут позволить себе учитывать сложившийся менталитет, привычки и предпочтения наших покупателей.