22 июня 2007 г.
Сетевой бизнес вытесняет одиночных продавцов с рынка парфюмерно-косметической продукции
Развитие сетевого ретейла привело к переделу рынка парфюмерно-косметической продукции. Супермаркеты наряду со специализированными магазинами становятся основными участниками рынка. Одиночные игроки вынуждены будут искать прибыль в сегменте эксклюзивных продаж.
Еще несколько лет назад основные продажи косметики приходились на долю городских рынков. Сейчас рыночные продажи резко сокращаются. На рынках продается только продукция эконом-класса, но и ее объемы продаж падают. Как отмечает директор "Самарской косметической компании" (поставщик декоративной косметики эконом-класса, преимущественно осуществляет поставки на рынки Виталий Судашкин, падает и спрос. По оценке руководителя отдела продаж компании "Южный двор" Андрея Колганова, сейчас на долю рынков приходится не более 15% продаж. В "Южном дворе" снижение интереса розничных покупателей к рынкам заметили еще несколько лет назад. В регион московская компания "Южный двор" вышла в 1999 году как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, развивая также сеть розничных точек на городских рынках. В 2002 году компания начала открывать магазины формата "дрогери" (самообслуживание), в которых представлены косметика, бытовая химия, сопутствующие товары. В настоящее время в Самаре работают 14 магазинов сети. Как прокомментировал "СО" Андрей Колганов, компания планирует наращивать сеть, но ее развитие сдерживает отсутствие подходящих торговых площадей. "Интересных площадок площадью 150 квадратных метров и более практически не осталось", - говорит Колганов. Другие оптовые операторы также включились в сетевую торговлю. Более года назад ООО "ТФ "Мега-Парфюм" начало развивать сеть магазинов "Добрый день", которая в настоящее время насчитывает 7 магазинов и имеет перспективы расширения.
В последние годы основные объемы продаж парфюмерно-косметической продукции обеспечивают сетевые продавцы. Речь идет не только о специализированных магазинах, но и о супермаркетах и аптеках, в которых также представлена эта продукция. Среди специализированных продавцов наиболее сильные позиции занял ряд федеральных компаний, у подавляющего большинства которых розничное направление выросло из оптового бизнеса.
Такая ситуация характерна и для сегмента масс-маркета ("Южный двор"), и для люксового сегмента ("Л`Этуаль", "Иль де Ботэ", "Рив Гош").
В сегменте "люкс" уже сегодня основными продавцами являются федеральные компании. По мнению директора сети магазинов "Л`Этуаль" Виктории Каплиевой, сегодня на долю федеральных сетевых игроков приходится 80% рынка. Основными участниками рынка косметической и парфюмерной продукции класса "люкс" являются федеральные сети "Л`Этуаль", "Иль де Ботэ", "Рив Гош", самарская компания "Энон-Парфюм" (магазины "Ив Роше"), а также ряд более мелких игроков, преимущественно владеющих отдельными секциями в торговых центрах. Еще один крупный федеральный игрок, компания "Арбат-Престиж", также планирует выйти на самарский рынок.
Все три уже представленных в Самаре федеральных оператора входят в структуру крупных дистрибьюторов косметической продукции: "Л`Этуаль" - "Алькор и Ко", группа "Курс", "Иль де Ботэ" - "Единая Европа Холдинг", "Рив Гош" - "Парфюм Стандарт". Самарским компаниям соревноваться с федеральными игроками по этой продукции практически невозможно, они не выдержат ценовой конкуренции. По мнению Виктории Каплиевой, в ближайшие два-три года игроки, владеющие мелкими сетями парфюмерно-косметической торговли, уйдут с рынка. Учитывая дефицит торговых площадей в городе, федеральные компании готовы к поглощению местных игроков. Шансы удержаться на рынке будут у тех небольших компаний, которые займут узкие ниши, например, нишу эксклюзивной торговой марки. Но в эксклюзиве будут искать конкурентное преимущество и федеральные игроки. Сейчас все три компании ("Л`Этуаль", "Иль де Ботэ", "Рив Гош" заметно пересекаются по брендам. Поэтому, по мнению Виктории Каплиевой, игроки будут наращивать количество эксклюзивных договоров. Сегодня, по ее оценкам, соотношение марок "люкс" и масс-маркета составляет 70/30, но оно будет меняться в сторону увеличения доли масс-маркета.
За последнее время вырос рынок оптовых поставок, в первую очередь за счет выхода инорегиональных игроков. В частности, на местный рынок пришла национальная торговая сеть "Градиент", открыв в Самаре свой филиал. Открыл филиал и другой крупный игрок рынка дистрибуции парфюмерно-косметической продукции - ТД "Мак-Дак". В структуру ТД "Мак-Дак" входят розничные сети "Каприз-М" и "Ол!Гуд". Последняя сеть развивается в формате дрогери. Компания имеет планы регионального развития сети "Ол!Гуд", магазины которой планируется открывать по франшизе. В ближайшее время конкуренция в розничных продажах сегмента масс-маркет усилится.
есть факты
Основные операторы рынка парфюмерно-косметической продукции
Сегмент "люкс": "Л`Этуаль", "Рив Гош", "Иль де Ботэ", "Ив Роше", отделы в торговых центрах
Сегмент "масс-маркет": сети "Южный двор", "Добрый день", супермаркеты, отделы no name в торговых центрах и магазинах
Екатерина ПУСТОТА, специально для GazetaSamara.ru