18 июня 2007 г.
Значительное увеличение стоимости пластиковых окон в прошлом году не остановило роста спроса
Рынок пластиковых окон сегодня является одним из самых развитых. Ежегодное увеличение спроса составляет 30-40%, но при существующем количестве участников спрос не будет удовлетворен в течение ближайшего десятилетия.
Пластиковые окна появились в России в 90-х годах прошлого века, но уже сегодня рынок достиг общеевропейского уровня. По данным агентства "РосБизнеКонсалтинг", его объем в 2005 году составил около $800 млн.
Несмотря на большое количество игроков, самарский рынок пластиковых окон еще далек от насыщения. По самым смелым прогнозам, полное остекление жилья современными оконными конструкциями в России может произойти не ранее, чем через 25 лет.
Участниками рынка являются производители и продавцы пластиковых окон, чаще всего дилеры зарубежных марок. Значительными игроками первой категории можно назвать "Самарские оконные конструкции", ГК "Свет", Romax. По мнению руководителя производственного отдела ГК "Свет" Юрия Щербакова, более 50% рынка контролирует небольшое количество крупных компаний-производителей окон. Жесткой конкуренции между компаниями нет, поскольку ориентированы они на различные потребительские ниши. "Окна СОК" в большей степени работают с корпоративными клиентами, ГК "Свет" - с индивидуальными. Всего же порядка 75% продаж приходится на частных лиц, сообщает информационный центр "О.К.Н.А. Маркетинг".
Около 40% рынка занимают мелкие предприятия, продающие товар по демпинговой цене, считает директор ООО "Рона" Юлия Чичурина. Зачастую их некачественная продукция дискредитирует весь рынок пластиковых окон. Директор ООО "Окна Роста" Алексей Георгиев также отметил наличие "теневого" рынка пластиковых окон как попытку его игроков удешевить продукцию. Самая многочисленная категория представленной на рынке продукции - окна, изготовленные из отечественного и турецкого профиля, ориентированные на низкий ценовой сегмент стоимостью от 6 тыс. руб. Российский профиль, по словам Алексея Георгиева, обычно является более дешевым и некачественным "клоном" профиля KBE. Вторую группу представляют окна стабильного качества, выполненные на основе профилей KBE, Rehau, Thyssen, Trocal по цене от 9 тыс. руб. К третьему виду окон относится продукция, изготовленная из широкого (более 70 мм профиля премиум-класса. Доля этой продукции в Самаре невелика.
Участники рынка отмечают самое значительное подорожание продукции, произошедшее в 2006 году. Основной причиной они называют проблемы с поставками материаловпрофилей, стекла и фурнитуры. Руководитель производственного отдела группы компаний "Свет" Юрий Щербаков оценивает удорожание пластиковых окон в прошлом году на 70%. По мнению Юлии Чичуриной, динамика цен менее значительная - 25%.
По оценке Чичуриной, порядка 80% помещений в Самаре оборудовано деревянными окнами старого образца. Развитие рынка игроки связывают с возрастающим спросом среди индивидуальных потребителей.
есть мнение
Юлия ЧИЧУРИНА,
генеральный директор ООО "Рона"
- За последние годы улучшилась информированность населения о пластиковых окнах. При покупке в первую очередь обращают внимание на марку оконного профиля. Большим спросом пользуется продукция KBE. На мой взгляд, большинство представленных на рынке марок являются аналогами их продукции. Профили марки Rehau ориентированы на более высокую ценовую категорию. Я не думаю, что спрос на продукцию будет исчерпан в ближайшее время. Мы надеемся, что, во-первых, с увеличением объемов строительства вырастет и спрос на пластиковые окна. Во-вторых, лишь в немногих домах старой постройки установлены новые окна, и спрос на пластиковые окна среди собственников вторичного жилья в прошлом году увеличился.
Юрий ЩЕРБАКОВ,
руководитель производственного отдела ГК "Свет"
- Большое количество игроков на рынке я расцениваю как показатель его развития. Рынок находится в стадии роста и сегментируется по ценовым категориям продукции. Изготовление окон эконом-класса ведется преимущественно из профиля KBE, продукция элитного класса на основе профиля Kommerling. Продукция высокой ценовой категории востребована у частных клиентов, массовый сегмент приобретают и застройщики. В прошлом году производители пластиковых окон в Самаре ощутили дефицит материалов, прежде всего стекла. В итоге стоимость продукции возросла на 70%.
Алексей ГЕОРГИЕВ,
директор ООО "Окна Роста"
- Несмотря на большое количество участников, предложение на рынке не отличается разнообразием. На мой взгляд, можно говорить о перенасыщении рынка в плане количества игроков, но не ассортимента. Компании, ориентируясь на спрос, реализуют дешевые пластиковые конструкции. Ориентация на дешевизну заставляет компании работать на "сером" рынке, продавать товар без кассовых аппаратов и договоров с клиентами. Должен отметить, что лишь 2 марки профиля, представленного в Самаре - KBE и Trocal - отвечают действующим в настоящее время европейским стандартам экологической безопасности. Появлению новых игроков на рынке способствует постоянное повышение спроса, особенно среди владельцев вторичного жилья. В прошлом году наблюдалось замедление темпов строительства, что имело для рынка негативные последствия. Я предполагаю, что будет происходить дальнейшая активизация спроса за счет разнообразных видов потребительского кредитования.
Екатерина Шмакова