18 июня 2007 г.
Начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области считает, что решить проблему безопасности дорожного движения в отрыве от градостроительства невозможно
Как связаны недавно принятая федеральная программа повышения безопасности дорожного движения и проблема пробок в крупных городах области? Может ли государственная автоинспекция повлиять на улучшение состояния дорог и транспортных развязок? На эти и другие вопросы "СО" ответил начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Валерий Трофимов.
- Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и правительством Самарской области в рамках реализации федеральной программы по безопасности дорожного движения. Предусмотрено ли в программе финансирование градостроительных мероприятий, которые могут изменить ситуацию на дорогах области?
- В рамках реализации постановления правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года правительством Самарской области совместно с областным УГИБДД было подготовлено соглашение о взаимодействии МВД РФ и областного правительства в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Основной целью программы является сокращение смертности и ДТП с пострадавшими. Это позволит России приблизиться к уровню безопасности дорожного движения в странах с высокой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и уменьшить социальную остроту проблемы. Важной составляющей программы является финансирование ряда градостроительных мероприятий. В частности, соглашением только в 2007 году предусмотрено выделение из федерального бюджета около 21 млн руб. на реализацию мероприятий по увеличению пропускной способности улиц, дорог и улучшения условий дорожного движения в Самарской области.
- Возможно ли решить проблему пробок в Самаре? Планирует ли ГИБДД принять участие в создании плана застройки и реконструкции Самары?
- Пробки - проблема болезненная для всех крупных городов России. Это связано с нарастающей диспропорцией между ростом количества автотранспортных средств и темпами развития транспортной инфраструктуры. Существующая сеть городских улиц и дорог не рассчитана на возрастающее число машин. В рамках разработки генерального плана города Самары госавтоинспекцией уже подготовлены предложения, включающие в себя первоочередные мероприятия по повышению пропускной способности улично-дорожной сети и безопасности дорожного движения. Это строительство трех мостов и десяти двухуровневых транспортных развязок, строительство магистралей "Центральная" и "Западная", реконструкция ряда улиц и большей части светофорных объектов с созданием высокоэффективной автоматической системы управления движением, строительство 18 надземных пешеходных переходов. Эти предложения были одобрены осенью прошлого года на заседании градостроительного совета с участием губернатора Самарской области. Для координации усилий различных ведомств решением губернатора в сентябре 2006 года при министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области был создан областной совет по развитию сети автомобильных дорог общего пользования, в состав которого вошли представители ГИБДД. Нами был подготовлен и направлен в администрацию городского округа Самара для включения в бюджет на 2007 год комплекс предложений по строительству, реконструкции, ремонту улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, направленных на совершенствование организации дорожного движения.
- Помимо строительства новых переходов, будут ли реконструированы старые пешеходные переходы?
- Это важный и актуальный вопрос. Сейчас не все переходы соответствуют предъявляемым требованиям. Вопросы реконструкции и строительства пешеходных переходов заложены в программу по безопасности дорожного движения. В программу мы свои предложения дали, они учтены. Решение этого вопроса будет происходить планово, так как требует больших капиталовложений. В соответствии с федеральным законом "О безопасности дорожного движения", эти функции - обслуживание пешеходных переходов - в основном возложены на органы исполнительной власти. Строительство пешеходных переходов на разных уровнях с проезжей частью - единственный вариант, полностью исключающий конфликт между водителем и пешеходом. И мы принципиально высказываем свою позицию во всех случаях, когда по вине чиновников или представителей бизнеса гибнут люди. Вот пример - поступает письмо от директора завода "Моторостроитель" на Заводском шоссе с просьбой установить светофор для безопасного движения работников завода через дорогу. Поднимаем статистику - действительно, есть погибшие, есть травмированные в результате ДТП. Начинаем выяснятьна данном участке улицы имеется подземный пешеходный переход, очень удобный, но он находится в запущенном состоянии. Но оказывается, что этот переход стоит на балансе у завода, и завод сам обязан о нем заботиться. Муниципалитет предлагал взять переход на баланс, однако руководство завода на это предложение никак не отреагировало. Решение этого вопроса - это для нас дело принципа, потому что на этом участке люди получают травмы и гибнут.
- Каким образом госавтоинспекция следит за состоянием дорог? Возможно ли повлиять на ситуацию силами вашего ведомства?
- Одной из обязанностей ГАИ является обеспечение государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, независимо от форм собственности, и иными организациями, а также должностными лицами и гражданами правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. Наибольшее количество недостатков в содержании улично-дорожной сети отмечается сейчас в городах и населенных пунктах, а также на федеральной сети автодорог. Нами принимаются меры по ужесточению надзора за эксплуатационным состоянием дорог и дорожных сооружений. Количество привлеченных к административной ответственности за нарушение правил ремонта и содержание улично-дорожной сети, невыполнение предписаний ГАИ, повреждение или загрязнение улиц и дорог должностных лиц в 2006 году возросло и составило более 1000 человек. О складывающейся обстановке в части эксплуатационного содержания улично-дорожной сети нами постоянно информируются главы органов исполнительной власти, местного самоуправления, органы прокуратуры.Принимаемые меры дают положительные результаты.
- Другой фактор риска в крупных городах в плане безопасности дорожного движения - огромное обилие рекламных щитов, перетягов и проч. Будет ли ГАИ контролировать наружную рекламу?
- В первый мой визит меня неприятно поразило в Самаре большое количество наружной рекламы. Я себя не раз уже ловил на мысли, что город ею перенасыщен, и в этом плане нужно навести порядок. Существуют определенные правила, по которым должны размещаться эти баннеры, щиты и растяжки. Едешь подороге и невольно читаешь рекламу, и водитель в соседнем автомобиле тоже читает. Вот вам и ДТП, вот и наезды на пешеходов. Из-за рекламы в Самаре сложно сориентироваться. Мне вот надо, например, найти какую-то улицу, а я не вижу знаки маршрутного ориентирования. Они установлены по ГОСТу, но рядом висит огромный щит, который "забирает" все внимание, и знаков не видно. В первую очередь необходимо очистить улицы Самары от несанкционированной рекламы и рекламы, установленной с нарушениями требований законодательства по ее размещению. Мы с этим будем бороться, так как эти вопросы также относятся к безопасности движения. С целью наведения должного порядка в вопросах размещения средств наружной рекламы нами направлено соответствующее обращение на имя прокурора Самарской области Юрия Денисова. Надеемся, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон порядок в этом вопросе будет наведен.