18 июня 2007 г.
Уровень продаж продукции местных производителей алкоголя в 2006 году заметно упал
На недавно прошедшей конференции сетевых операторов алкогольного рынка Самарской области были оглашены цифры снижения продаж продукции местных производителей в 2006 году. Среди причин названы экспансия федеральных производителей и острая конкурентная борьба.
31 января 2007 года в самарском "Ренессанс-Отеле" прошла конференция сетевых операторов алкогольного рынка Самарской области, посвященная вопросам совершенствования алкогольного законодательства, актуальным вопросам лицензирования и декларирования, а также взаимодействия с контролирующими органами. Организатором встречи выступила НО "Самарская алкогольная ассоциация".
При подведении итогов 2006 года представители лицензионной палаты Самарской области констатировали снижение доли местных производителей алкоголя в общем объеме реализации алкогольной продукции примерно на 30%. Эксперты "СО" связывают снижение показателей сразу с несколькими факторами. По мнению вице-президента ТПП Самарской области Юрия Тихонова, в Самаре сложился достаточно сильный пул производителей алкоголя, поэтому можно говорить и об экспансии самарцев в другие регионы. По словам Тихонова, проникновение на самарский рынок федеральных брендов - это всего лишь элемент конкурентной борьбы, то есть нормальное для бизнеса явление. Директор торговой сети "Елисейский" Константин Балабанов считает, что местные производители алкогольной продукции, в отличие от федеральных, не могут обеспечить хороший ассортимент во всех сферах товарной линейки, особенно в премиальной сфере.
О том, что местным производителям следует более активно включаться в добросовестную конкурентную борьбу, опираясь исключительно на рыночные механизмы регулирования ситуации, заявил "СО" и руководитель некоммерческой организации "Самарская алкогольная ассоциация" Сергей Баринов. По мнению Баринова, неудовлетворенность объемами продаж - это следствие либо неэффективной ценовой политики, либо поражения в борьбе за предпочтения потребителя, причинами которого могут быть вкусовые качества продукта, неброская упаковка, недоработки маркетинговых служб и многое другое. В подтверждение неэффективности и пагубности административных методов регулирования рынка руководитель НО "САА" привел в пример российский автопромпопытки государства поддержать российский автопром путем установления завышенных ввозных таможенных пошлин на деле привели к полной потере российскими автопроизводителями конкурентоспособности.
Как сообщил "СО" генеральный директор ООО "Талко" Виктор Горбушин, показатели продаж его компании снизились незначительно за счет проникновения на рынки соседних регионов, а также расширения и изменения ассортимента, то есть грамотной маркетинговой политики. Все эксперты "СО" сошлись во мнении, что выправлять ситуацию можно только рыночными механизмами, не прибегая к административным методам.
есть мнение
Юрий ТИХОНОВ,
вице-президент ТПП Самарской области
- В Самаре сейчас очень мощные производители алкогольной продукции. По приблизительным подсчетам, не менее половины рынка сейчас контролируют местные компании - "Родник", "Талко", Самарский винный завод и многие другие. Можно сказать, что Самара в масштабах РФ сейчас - это центр производства алкогольной продукции всероссийского масштаба. В определенном роде идет и самарская экспансия в другие регионы, и к нам завозится продукция извне - это нормальное явление, это конкуренция. Единственное "но" - не должно быть продукции низкого качества или контрафакта. Для этого и продавцы, и производители алкоголя должны иметь жесткую систему менеджмента качества, включающую в себя наличие обязательного пакета всех нормативных документов, а также постоянный мониторинг производства и продаж.
Виктор ГОРБУШИН,
генеральный директор ООО "Талко"
- Тенденция к снижению объемов продаж местных производителей алкоголя на рынке Самарской области в 2006 году очевидна. Если говорить о нашей компании-то это порядка 10-12% по сравнению с показателями предыдущего года. И этот показатель невелик по сравнению с другими местными производителями, потому что мы постоянно расширяем территорию продаж (кроме Самарской сейчас это Ульяновская, Оренбургская и Саратовская области), расширяем и изменяем ассортимент. Как я слышал, в целом по области в 2006 году объем продаж продукции местных производителей упал на 30%. Этому есть не одна, а сразу несколько причин. Это и изменение структуры розницы (увеличение доли федеральных операторов), и изменение структур продаж оптовых операторов, многие из которых стремятся сократить число позиций в прайсе, оставив лишь эксклюзивные марки. Кроме того, раньше в области работало ГУП "Центр контроля качества", которое не пропускало на рынок продукцию не очень высокого качества. Сейчас такого предприятия нет, рынок стал более открытым, а контроль за качеством алкогольной продукции снизился.
Сергей БАРИНОВ,
руководитель некоммерческой организации "Самарская алкогольная ассоциация"
- Вопрос в том, что действующее налоговое законодательство делает для любого региона приоритетной алкогольную продукцию местных производителей. Если федеральные производители начинают доминировать на рынке - это результат поражения в борьбе за предпочтения потребителей. Безусловно, хорошо, когда покупатель отдает предпочтение продукции местных производителей, но чтобы отдать предпочтение, нужно иметь возможность выбора. Изменение соотношения "местной" и "неместной" продукции административными методами недопустимо. Иначе мы вернемся к эпохе феодальной раздробленности и "натурального хозяйства", а в перспективе совершенно лишимся конкурентоспособной алкогольной продукции местных марок.
Константин БАЛАБАНОВ,
директор торговой сети "Елисейский"
- Стратегическая линия "Елисейских" - это большая группа товаров вообще и премиальных товаров любой категории в частности. К сожалению, местные производители алкогольной продукции, как правило, не могут обеспечить хороший ассортимент во всех сферах товарной линейки, особенно в премиальной сфере.