18 июня 2007 г.
И.о. министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области рассказывает о развитии дорожного хозяйства региона
Объем финансирования дорожного строительства в Самарской области в 2007 году вырастет по сравнению с 2006 годом в полтора раза. За счет чего удастся увеличить темпы строительства? Как эти средства будут расходоваться? Об этом и о многом другом "СО" рассказал и.о. министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Игорь Олегович Сапрыкин.
- Недавно принята стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года. Как в ее рамках будет развиваться дорожное хозяйство области?
- На строительство новых дорог и сохранение имеющихся требуются немалые средства. Их в 2007 году область получит и освоит значительно больше, чем раньше. Сравнитев 2006 году расходы целевого бюджетного дорожного фонда составили 3,732 млрд рублей, а в 2007 году - 5,791 млрд рублей. В том числе финансирование из федерального бюджета увеличилось в 12 раз (со 100 млн рублей в 2006 году до 1,2 млрд рублей в 2007 г.). Эти ассигнования позволят нам значительно повысить объемы строительства и ремонта автодорог. В 2007 году мы планируем почти вдвое увеличить объемы ввода вновь построенных объектов - до 39,319 км (в 2006 г. - 21,4 км), довести объемы дорожного ремонта со 150 до 220 км. В 2008 году планируем отремонтировать уже 300 км дорог. Кроме того, увеличение объемов финансирования в 2007 году поможет нам улучшить содержание дорог, что является основной статьей расходов ЦБДФ.
- Насколько значимы 300 км дорог в масштабе области?
- К сожалению, объем недоремонта (это весь объем дорог, требующих незамедлительного ремонта областных дорог достаточно велик - около 700 км. Но доведя ежегодный объем ремонта до 300 км, мы сможем ликвидировать эту проблему в течение 4-5 лет и тогда сможем заниматься только плановым ремонтом.
- Предусмотрено ли развитие новых технологий в дорожном строительстве?
- Разумеется, с каждым годом у нас растет объем применения прогрессивных технологий. Причем все они уже опробованы и одобрены Росавтодором. В качестве эксперимента у нас проходит примерно 0,5% от общего объема строительства и ремонта, на сумму около 15 млн. рублей ежегодно.
- С чем связано увеличение финансирования из федерального центра в 12 раз?
- Во-первых, это произошло благодаря настойчивости губернатора К.А.Титова, который отстаивает интересы области в Москве. А во-вторых, благодаря своевременной и качественной подготовке министерством проектно-сметной документации по всем нашим объектам. Обязательные требования законодательства при выделении регионам федеральных субсидий - наличие разработанной, прошедшей государственную, в том числе и экологическую, экспертизу проектно-сметной документации, подготовленность объектов к проведению подрядных торгов, а также обеспечение софинансирования объектов. Тем самым обеспечивается эффективность государственных капитальных вложений, долговечность и безопасность строящихся сооружений. Работа сложная, так что мы ее начинаем за год до подачи областной заявки. Например, в министерстве сейчас уже идет разработка проектно-сметной документации под объекты на 2008 - 2010 годы.
- Какая часть ассигнований пойдет в областной центр?
- В этом году почти 2 млрд рублей направит правительство области на дороги и мосты города Самары. Из них более 750 млн рублей - из федерального бюджета. Напомню, в 2007 году федерация выделяет такие суммы городам-миллионникам на строительство и модернизацию автодорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях, при условии предоставления разработанной и получившей положительное заключение Главгосэкспертизы проектно-сметной документации, а также обеспечения долевого софинансирования этих объектов.
В сентябре 2006 г. мы направили в администрацию городского округа Самара просьбу предоставить министерству сведения о дорожных объектах города, подпадающих под статус автодорог общего пользования, для включения в заявку на федеральные субсидии. И получили ответ от города с перечнем автодорог, из которого следовало, что ПСД на автодороги только начали разрабатывать. Однако мы рискнули включить эти объекты в заявку, направленную в Федеральное дорожное агентство РФ.
11 декабря 2006 года в Москве, в Федеральном дорожном агентстве, проходила защита заявок от Самарской области. Министерство вновь обратилось в городскую администрацию, это было 1 декабря 2006 г. (т.е. после выборов главы города), с просьбой о предоставлении пакета документов по дорожным объектам Самары, необходимого для защиты бюджетных заявок. Ответа от городских властей не последовало. Чтобы не потерять федеральные деньги, министерство срочно переделало заявку, включив в нее другие объекты, в том числе и имеющие значение для города. Благо документация на них, как уже было сказано, всегда готовится заблаговременно.
- А как же самарские дороги?
- Как вы знаете, на данный момент для выезда из Самары используются два моста через реку Самаруодин в створе улицы Авроры, второй - в створе улицы Главной. Вы знаете, какие там образуются пробки. Так вот, в этом году мы начинаем строительство нового мостового перехода - широкого, 6-полосного - в створе проспекта Кирова. На это будет израсходовано 450 млн рублей из областного и столько же из федерального бюджетов. Надо отметить, что этот мост будет строиться в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Он имеет стратегическое значение для застройки и транспортного обеспечения будущего жилого района "Самарское заречье". Планируется, что там будут проживать около 400 тыс. человек, так что не обойтись без моста, который обеспечит транспортную доступность района, причем по прямой и кратчайшим путем.
Еще 300 млн рублей из федерального бюджета будет направлено на строительство второго участка автомагистрали "Центральная" - от Обводной автомобильной дороги г. Самары до границы города. Долевое участие областного бюджета составит также 300 млн рублей. Таким образом, будет обеспечен дополнительный выезд из Самары, а также возможность продолжать строительство магистральной улицы по проспекту К.Маркса на участке от проспекта Кирова до границы города.
О необходимости и значении этой магистрали, проходящей через весь город, думаю, говорить излишне. На разработку этого проекта в областном бюджете предусмотрены расходы в сумме 154,5 млн рублей. В первом полугодии планируется завершить разработку проектно-сметной документации и предать ее в Главгосэкспертизу.
Что это даст городу? Во-первых, возможность отвода земли под строительство дороги уже в 2007 году, переустройство коммуникаций. В общем, выполнение комплекса работ для начала строительства. При этом само строительство также планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. Во-вторых, наличие утвержденной и прошедшей экспертизу документации позволит привлечь средства федерального бюджета. Кроме того, областным бюджетом предусмотрено 130 млн рублей на проектирование и строительство транспортных развязок в г. Самаре.
Далее. Третий год подряд Самаре из областного бюджета выделяются средства на реконструкцию и капитальный ремонт улично-дорожной сети, установку и реконструкцию технических средств организации дорожного движения. В 2007 году на эти цели предусмотрены субсидии в сумме 168,2 млн рублей.
Таким образом, общая сумма средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов в 2007 году на улично-дорожную сеть областного центра, составляет 1 млрд 952,7 млн рублей. В том числе из федерального бюджета - 750 млн рублей, из областного - 1 млрд 202,7 млн рублей.
- Качество самарских дорог давно вызывает многочисленные нарекания. С чем это связано, есть ли решение у данной проблемы?
- Наши дороги портятся не потому, что их строят плохо, и не только из-за большого количества машин. Просто за дорогой нужен уход. Неубранный снег подтаивает, вода при замерзании рвет покрытие, расширяет трещины. Такая нагрузка сравнима с силой пожарного гидранта - 6 атмосфер. Вот почему так важно чистить дороги.
Правительство Самарской области по инициативе губернатора еще летом прошлого года направило в городскую администрацию предложение о передаче ряда улиц г. Самары в областную собственность. В том числе улицы Ново-Садовая, Солнечная, Стара-Загора, Московское шоссе, проспект Кирова. Эти дороги приобрели бы статус дорог общего пользования. У области появилось бы законное основание содержать их за счет областного бюджета, тем самым разгрузить город от финансового бремени. Области по силам не только содержать эти дороги в надлежащем состоянии, но и разработать все проекты мероприятий по их модернизации, по увеличению их пропускной способности, привлекая на эти цели и федеральное финансирование.
- Каким образом можно увеличить пропускную способность?
- Во-первых можно построить надземные пешеходные переходы. Это можно сделать за 3 месяца. Сразу "убиваются" несколько "зайцев": убираем пешеходов с проезжей части, сокращаем травматизм, снижаем число ДТП, убираем светофоры. Транспорт поедет быстрее.
Во-вторых, можно ввести систему реверсного движения в часы пик, которая давно применяется как за рубежом, так и в крупных городах России. Например, утром в направлении делового центра города работают семь полос, навстречу - две. Вечером - наоборот. В-третьих, сразу можно внедрить систему маршрутного ориентирования. Цифровые указатели на дорогах показывают водителю уровень загруженности дорог, подсказывают оптимальный маршрут. В-четвертых, устройство парковочных мест сразу даст две дополнительных полосы движения, поскольку исчезнут машины с обочин.
И это только первый этап. Далее уместно затратить средства на реконструкциюзаняться расширением проезжей части за счет никому не нужных газонов, устройством системы водоотведения для повышения сохранности дорожной одежды, строительством двух- и трехуровневых дорожных развязок на перекрестках основных магистралей, с полной реконструкцией дорожного полотна. Как показало обследование городских дорог, не только поверхность дорожной одежды изношена вследствие ненадлежащего ухода, но и щебень в ее основании превратился в пыль. Их спасет только полная реконструкция. Строительство только одной подобной развязки стоит 2 млрд рублей. И все вышеперечисленные мероприятия станут возможными только при передаче этих дорог в областную собственность.
- Можно ли запустить программу по модернизации этих дорог без передачи в областную собственность?
- Тогда уже через два года после реконструкции мы будем иметь такое же качество дорог, как и сейчас. Мы снова возвращаемся к вопросу о финансировании. Дорога требует ухода. А у города нет на это средств.
- Когда состоится передача названных улиц в собственность области?
- Вопрос не решен до сих пор. Нам предлагают взять в собственность только проезжую часть. Что с этим делать? Правильно. Упорно асфальтировать. Но модернизацию можно проводить только в пределах так называемых "красных линий". Это и проезжая часть, и газоны, и тротуары.
Пока, к сожалению, городские власти согласны вести речь только о получении средств, но не о возможности контроля области над их расходованием.