18 июня 2007 г.
Вчера рабочие всеволжского завода Ford остановили конвейер предприятия, требуя от работодателя улучшения условий труда. Это произошло, несмотря на то, что менеджмент компании предложил повысить зарплату на 14-20%
Западные менеджеры, несущие на российскую почву современные технологии производства и организации рабочего процесса, вместе с ними приносят и схемы, делающие этот процесс гораздо менее эффективным. Речь идет о развитом профсоюзном движении, обременяющем все западные корпорации зачастую непосильным грузом социальных обязательств. А чем больше этих обязательств (чем больше обременение бизнеса уровнем заработной платы и непрофильными тратами), тем соответственно выше себестоимость выпускаемой продукции, ниже норма прибыли и конкурентоспособность предприятия. Далеко не случайно ведущие международные промышленные гиганты давно свои производства размещают в странах третьего мира, где можно немало экономить на фонде оплаты труда и соцкультбыте. При этом производства приближались и к развивающимся рынкам, что позволяло обходить таможенные барьеры и минимизировать транспортные издержки. Этой же логикой руководствовались автоконцерны, размещая сборочные заводы на территории России. И именно она неожиданно дала осечку во Всеволжске. Рабочие местного "Форда" уже неоднократно пытались организовать коллективное давление на работодателей, то есть механизм, настолько же привычный для западного мира, насколько необычный для нас. В России эпохи первичного накопления капитала крупный бизнес двигался прямо в противоположном направлении, сбрасывая с баланса социальные объекты и давя в зародыше попытки организации независимого профсоюзного движения. В условиях масштабной явной и скрытой безработицы (формально занятые сотрудники практически не работающих оборонных заводов сама мысль о том, что получившие перспективную и хорошо оплачиваемую работу в интернациональном концерне люди станут бастовать, выглядела странной. И тем не менее именно так и произошло. Парадоксально, но даже предложение поднять зарплату рабочим "Форда" на 14-20% тех не удовлетворило. Протестующие идут дальше и требуют отказа от заемного труда, гарантий сохранения рабочих мест для теряющих здоровье на производстве и многого другого. Реализация их требований в полном объеме делает прогнозэкономики предприятия на перспективу бессмысленным занятием, и, видимо, осознав это, менеджмент завода объявил, что на дальнейшие уступки не пойдет. А профсоюз остановил конвейер, осложняя тем самым как рыночные позиции "Форда" в России, так и карьерные перспективы своих членов.