18 июня 2007 г.
В первую неделю Петрова поста прошел юбилейный, десятый Крестный ход к святыне Самарского края — чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед» в храме села Ташла Ставропольского района.
Рассказывает игумен Георгий (Шестун), наместник Заволжского мужского монастыря.
Невольник — не богомольник
— Кто первым предложил идти Крестным ходом из Самары в Ташлу?
— Прихожане Самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1997 году частыми стали паломнические поездки в Дивеево, Санаксарский монастырь, в другие святые места. А многие захотели отправиться пешком к нашей самарской святыне. Отпустить своих прихожан одних я не мог, потому решил возглавить шествие. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий идею благословил.
В дорогу, помнится, отправились 33 человека.
— Что стоит организовать Крестный ход?
— Оргработы как таковой мы не проводим. Лишь епархиальное управление уведомляет администрацию Самары о предстоящем Крестном ходе. Нам выделяют машину сопровождения ГИБДД. В этом году была также карета «скорой помощи». Подчеркну, никакой агитационно-разъяснительной и пропагандистской работы принципиально не ведём. Не составляем планы и отчеты, инструкции. В этом деле, считаю, не должно быть и малейшего понуждения. Известно, невольник — не богомольник. Православные люди знают о ежегодном Крестном ходе в Ташлу, к Богородице. Поэтому идут только добровольцы. А собираемся мы в первый понедельник Петрова поста на углу улиц Демократической и Ташкентской. Здесь начало четырехдневного пути в 85 километров. В этом году в Крестном ходе участвовали 1300 человек, в том числе 4 священника и 3 диакона.
— Кто они — участники Крестного хода?
— Люди богатые и бедные, учёные, школьники, студенты. Много пожилых, ещё больше детей, включая грудных младенцев — их несут на руках или катят в колясках. Идут бывшие наркоманы и алкоголики — они исцелились во время прежних Крестных ходов. Идут бездетные супруги — просить у Богородицы ребёночка, но есть и те, кто идёт уже за вторым дитятей.
Впереди колонны движется машина ГИБДД. В этом году её экипаж тоже шёл с нами пешком. Офицеры объяснили: «Старики и дети идут, а мы чем хуже?». Наши паломники — жители Москвы, Самары, Чебоксар, Чапаевска, многих сёл и райцентров области. Каждый год я вижу много новых лиц.
С общим пением и общей молитвой
— Каким маршрутом вы идёте?
— Самара — Курумоч — Старая Бинарадка — Ташла. Помню, первые два раза шли лесом в сопровождении инструктора по туризму. Но там трудно — люди отстают, теряются. Теперь идём по шоссе. До Царевщины — 35 км. Здесь нас ждут священник Владимир Назаров с прихожанами. Кормят кашей, угощают чаем. После двухчасового отдыха — снова в дорогу. Первая ночёвка в селе Курумоч, где к нашему приходу загодя готовятся. Встречают священник Виталий Тимаков с матушкой, директор школы Людмила Александровна Кузнецова. Крестьяне выносят хлеб-соль, дарят цветы. Говорят, Крестный ход для них — это вторая Пасха. К нашему приходу школьные повара готовят ужин. Трапеза — прямо на траве. Затем паломников, что называется, разбирают по домам. Топятся бани. В домах паломников ещё раз кормят и создают хорошие условия для отдыха.
Большое впечатление Крестный ход оказывает на самих паломников. Четыре дня они слушают прекрасное пение хора Троицкого храма Самары. Духовные песнопения дополняются молитвами. В Курумоче служится всенощная, паломники исповедуются и причащаются. Заметил: если до Курумоча люди идут группками, беседуют о своём, то после причащения мы становимся одной большой семьей. Теперь идёт народ Божий — с общим пением и общей молитвой.
Старая Бинарадка также тепло принимает. Но уже многие наши гостеприимные бабушки — жители села — ушли в мир иной. Село всё больше напоминает посёлок городского типа — приезжие строят богатые усадьбы, коттеджи, куда нас на отдых пока не зовут. Потому вопрос размещения паломников на будущий год будем решать, видимо, с помощью военных, МЧС. Возможно, в селе придётся оборудовать временный палаточный лагерь.
— Неужели никто из паломников не сходит с маршрута?
— Бывает, Крестный ход покидают по неотложным делам. Когда вижу, что, например, бабушка едва переставляет ноги от усталости, предлагаю сесть в машину, отдохнуть. Она в ответ: «Помолитесь, батюшка, чтобы я дошла». И доходит!
Мы идём по дороге, машины часто останавливаются, водители выходят на обочину, многие крестятся. Кто смотрит радостно, кто задумчиво, удивлённо. Многие берут у священников благословение. Бывает, и подбадривают: «Святая Русь жива!». Как-то остановился джип, молодые ребята вручили паломникам несколько упаковок минеральной воды.
Река благодати
— Ташла встречает колокольным Пасхальным звоном. Жители, глядя на нас, плачут. «В наше село вливается река благодати», — говорит местный батюшка протоиерей Николай Винокуров. Начинается торжественная служба, как на Пасху. Чудотворную икону «Избавительница от бед» кладут на аналой в центре храма. Паломники прикладываются к ней.
— Как меняются люди за время Крестного хода?
— Многие не скрывают удивления: «Как же я смогла столько пройти?!». Звучат признания: «Я увидел свои пороки и страсти», «Ноги гудят, а сердце ликует!». Часто вспоминают слова батюшки Николая Винокурова: «Участвуя в Крестном ходе, все вы трудились, а ангелы Божии измеряли ваши шаги и делали записи в Книге Жизни. На том свете, когда вы будете проходить мытарства, они помогут вам наследовать вечную и блаженную жизнь».
Крестные ходы хранят Россию. Они, как утверждают старцы, являются самым сильным благодатным явлением в этом мире. О Крестном ходе в Ташлу написаны книги, сняты фильмы.
Наша справка
В этом году исполняется 90 лет явления чудотворного образа Божией Матери. Обретена икона так. Уроженке села Ташла Екатерине Чугуновой в октябре 1917 года явилась во сне Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли её образ. Вместе с подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой Екатерина пошла к ташлинским оврагам, и они нашли святой образ. В месте, где откопали икону, ударил родник. Икону принесли в храм, отслужили молебен. С момента явления иконы стали происходить многочисленные исцеления больных. Но вскоре икона исчезла из храма и оказалась в источнике. Прибывший священник взял образ в руки и в сопровождении Крестного хода, под колокольный перезвон, внёс в храм. С тех пор ежегодно 21 октября празднуется память явления чудотворного образа Божией Матери «Избавительница от бед». Икона невелика по размеру — с тетрадный листок, находится в киоте, закрывающем левый клирос храма.
Кстати
Обычай совершать крестные ходы пришёл из Византии. На Востоке были распространены умилостивительные крестные ходы в дни бедствий: во время войн, землетрясений, моровой язвы, голода. Не раз и Москва спасалась от чужестранцев после покаянных крестных ходов. С иконой Владимирской Божией Матери в 1395 году — от нашествия Тамерлана, в 1480-м — от Ахмата. В середине XIX века Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери остановил распространение холеры в Башкирии.