19 июня 2007 г.
Тольяттинские школьники ждали каникул, учителя мечтали об отпуске.
Лишь в одной школе не было покоя. В ней поселился полтергейст.
След на пластилине
— Накануне каникул в классах и коридорах начали взлетать в воздух горшки с цветами, захлопываться и запираться сами собой на ключ двери, — рассказывает руководитель тольяттинской уфологической комиссии Татьяна Макарова. — В актовом зале сдвигались стулья, включалась цветомузыкальная установка, кто-то баловался со светом… В ответ на слова директора школы «не может этого быть!» нечто вдруг сильно толкнуло его в сторону детей, пришедших с рассказом о творимых странностях.
Один из педагогов, член исследовательской группы, помог организовать наблюдение. Пообщаться стуком с полтергейстом не удалось. Установили все известные на тот момент «ловушки для духов»: фотографирование в разных режимах и разными фильтрами; дорожки из талька; натянутые нити; тонкий слой пластилина, нанесённый на выключатели в закрытом зале. Для исследований выбрали ночное время. Чтобы не создавать дополнительный ажиотаж, активизируя полтергейст.
«Нечто» оставило след на пластилине в виде неровной линии. Кроме того полтергейст периодически пугал наблюдателей, хлопая закрытыми на щеколды оконными фрамугами. Совсем жутко стало тольяттинским «охотникам за привидениями», когда дух перенёс из актового зала в подсобку внушительных размеров стол. Из подсобки было только два выхода: через узкий люк в полу и через окно на улицу. На место стол возвращали по приставной лестнице через улицу силами четырёх мужчин. Трое «охотников» и сторож в ту ночь получили незабываемые впечатления.
Таинственные голоса
Пытаясь понять причину полтергейстных событий, уфологи опрашивали народ: были ли в школе ЧП, конфликты, не замечалось ли что-то подобное раньше. Оказалось, ЧП случилось месяца за два — трагически погиб старшеклассник, школьный лидер и всеобщий любимец. Связь между трагедией и появлением духа доказать было сложно, и уфологи решили попробовать способ, известный как «феномен электронного голоса». Способ открыл шведский искусствовед Юргенсон. Однажды, прослушивая записанные птичьи голоса, он среди щебета услышал чей-то шёпот. Вслед за Юргенсоном неведомые голоса в белом шуме эфира стали различать многие радиолюбители и исследователи аномальных явлений. Американский доктор психологии Константин Раудив сделал более 2000 записей голосов, как он считал, с того света.
Итак, в час ночи в актовом зале школы включили магнитофон, рядом сел оператор, он фиксировал в дневнике все звуки улицы. Вот каркнула ворона, потом где-то заработал мотор автомобиля… После прослушивания записей оказалось, что одни уличные звуки не записались, настолько они были тихими. Зато на плёнке появились другие звуки: что-то скрипело, будто стулья по полу таскали, и слышались едва уловимые голоса — странные, жуткие…
До сих пор тольяттинские исследователи горюют: если бы они тогда больше знали о методике записывания электронного голоса и было время, может, и удалось бы записать внятное сообщение «с того света». Но школьный дух проявлял себя всё реже. Совсем утихомирился он после сделанного в школе ремонта.
Дом для души
К слову, считается, что ремонт — это самый действенный способ нейтрализации полтергейста. Он почти всегда помогает, как и перестановка мебели, изменение цветовой гаммы помещения. Пока нет стопроцентного метода для избавления от этой досады, специалисты советуют в местах появления «духа» поставить что-то трубчатое, самое простое «народное» средство — сноп соломы. Можно попробовать церковное освящение, но тольяттинские уфологи предупреждают: были случаи резкого усиления полтергейстного явления после того, как на месте событий побывал служитель церкви.
До сих пор у исследователей нет единого ответа на вопрос о причинах возникновения полтергейста. Есть лишь множество гипотез. Одна из них — гипотеза «тонкого мира». Суть её красочно изложила Татьяна Макарова: «На Земле существует парафизическая цивилизация, достаточно древняя и в меру могущественная. Бок о бок с ней, в том же пространстве зародилась жизнь белковая, занявшая тела, «дома для души». В итоге это две ветви одной цивилизации — телесной и не имеющей тела. Иногда возникают споры за конкретное тело, и мы называем это одержанием. Иногда в «доме для души» что-то разлаживается — это болезнь. Иногда дом «телефонизирован», и тогда его обитатель может напрямую беседовать с «бездомными» соплеменниками. А если в этом доме есть «телевизор», становится ещё веселее».
Ирина Шабалина