Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Эксклюзивы и фавориты Саратова

11 июня 2007 г.

Собиновский музыкальный фестиваль, который проводится Саратовским академическим театром оперы и балета, заслужил репутацию одного из самых авторитетных и творчески наполненных в масштабе страны. Нынешний, завершившийся на днях, был юбилейным - двадцатым по счету. Его отличительной особенностью стали высокий художественный уровень и редкостное разнообразие представленных в афише музыкальных жанров.

Все жанры в гости

Опыт этого прописанного в российской провинции фестиваля представляет чрезвычайную ценность для Самары. В материалах нашего корреспондента, побывавшего на нем по специальному приглашению, - рассказ о наиболее значительных фестивальных акциях, а также о самарском вкладе в его программу.

В самой структуре Собиновского фестиваля много неординарного. Это не просто череда лучших оперных и балетных спектаклей из репертуара местного оперного театра, идущих в фестивальные дни с участием приглашенных артистов, но и обязательные оперная премьера и масштабная ораториально-хоровая программа, названия которых выбираются исходя из концепции очередного фестиваля, а также сольные выступления известных вокалистов. Находкой фестивалей последних лет стал вокальный "Конкурс конкурсов" с участием лауреатов и дипломантов различных международных и российских соревнований.

Юбилейный фестиваль подарил немало сюрпризов. В нем, наряду с хозяевами - саратовцами, приняли участие известные академические коллективы - Московский камерный музыкальный театр Б.Покровского с комической оперой Д.Чимарозы "Тайный брак" и Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана, показавший одну из своих лучших работ - балет "Чайковский". Один из фестивальных вечеров по традиции был отдан представителям современного направления музыкально-театрального исполнительства - санкт-петербургскому рок-певцу Вячеславу Бутусову и его группе "Ю-Питер".

"Территория музыки" - реальность и воображение

Собиновский фестиваль - не только спектакли и концерты. К нынешнему было приурочено несколько интересных выставок: об истории фестиваля, о Леониде Витальевиче Собинове - из фондов Ярославского мемориального дома-музея певца, а еще - самая, пожалуй, любопытная и необычная по своей сути - выставка "Территория музыки", автором которой является главный редактор общероссийской газеты "Музыкальное обозрение" Андрей Устинов.

С вариантом этой выставки знакомы и самарцы: она была представлена в нашей филармонии во время недавнего Конкурса молодых музыкантов имени Д.Кабалевского. Саратовская экспозиция, полностью занявшая фойе четвертого яруса театра, совсем иного масштаба. Включающая оригинальные авторские листы-коллажи, инсталляции, в которых использовано более ста различных музыкальных инструментов, а также необычные арт-объекты, эта выставка явила собой некий обобщенный, подчас головоломный и эпатирующий визуальный образ музыки, рожденный неуемной фантазией и воображением автора экспозиции.

Кульминацией проекта стал "аудио-визуальный performans" "Последние страсти" - прошедшее на специально обустроенной на улице около театра площадке-"эшафоте" тщательно срежиссированное и, по моим ощущениям, жутковатое ритуальное действо, главным объектом стало старенькое, видавшее виды пианино.

Вот что происходило в течение нескольких десятков минут на глазах фестивальной публики и привлеченных необычным шумом и суетой прохожих. После того как настройщик усердно потрудился над инструментом, за него сел г-н Устинов. Аккомпанируя трагическому, постепенно достигшему громоподобных децибелл вокализу солистки-певицы, он делает паузы, в продолжение которых молотком заколачивает в клавиши огромные гвозди. Одновременно облаченные в черное молодые люди обмазывают инструмент чем-то липким, а затем обсыпают его толстым слоем куриных перьев. Сделав свое дело, участники performansa ретируются с помоста, и на нем тут же вспыхивают языки пламени, которые в мгновение ока охватывают несчастное, обреченное на заклание пианино. А спустя несколько секунд взвившиеся к небу клубы черного дыма пронзили мощные струи пожарных брандсбойтов …

От всего этого лично мне, признаюсь, стало немножко не по себе. Однако ж и сама выставка "Территория музыки", и столь необычная ее кульминация явились как бы своеобразной заставкой фестиваля в целом, создали определенный эмоциональный и психологический настрой на восприятие того, что составило исключительно разнообразную по жанрам и стилистике художественных приемов фестивальную афишу.

Программы - на одно исполнение

Одна из важных функций Собиновского фестиваля - просветительская. Нынешний не стал исключением. На нем прозвучали подготовленные под руководством Юрия Кочнева редко исполняемые на концертных подмостках сочинения Бетховена и европейских композиторов ХХ века. Программу первого фестивального концерта открыла колоритнейшая батальная картина "Победа Веллингтона в битве при Виттории", сочиненная Бетховеном в 1814 году в честь победителей Наполеона во главе с русским императором Александром I. Слушатели погрузились в сдобренную имитацией пушечной пальбы и ликующих эмоциональных всплесков атмосферу, которую рельефно выразило мощное, слаженное звучание оркестра оперного театра, усиленного городским концертным оркестром духовых инструментов.

Откровением вечера стала и практически забытая бетховенская оратория "Христос на масличной горе", в исполнении которой приняли участие Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской консерватории. Оркестр, хор и солисты, в числе которых был ведущий бас Самарской оперы Андрей Антонов, объединенные волей и редкостной энергетикой маэстро Кочнева, показали по-настоящему высокий исполнительский класс.

Жаль, что эта и подобные ей программы по существу рассчитаны на одно единственное исполнение: повторение таких концертов связано со значительными организационными трудностями. Впрочем, для фестиваля это вполне нормальная ситуация.

Еще одним "эксклюзивом" фестиваля стал вечер "Симфонические шедевры ХХ века". В его программе были редкие и мало известные слушателям произведения французского конструктивиста Артюра Онеггера, представителя атональной школы, предтечи музыкального авангардизма австрийца Антона Веберна, самобытного полифониста датчанина Карла Нильсена и органично сочетавшего фольклор с современными выразительными средствами венгра Бела Бартока. Нужно сказать, что все прозвучавшие произведения, несмотря на порой достаточно сложную структуру и необычность композиторских приемов, не показались излише сложными для сегодняшней аудитории, тем более, что по ходу концерта их ярко и образно представлял сам маэстро Кочнев. В фортепианном концерте Бартока с блеском солировал выдающийся пианист лауреат международных конкурсов, с числе которых и VII Конкурс имени П.Чайковского, Владимир Овчинников.

Паритет нарушен в пользу женщин

По традиции к участию в Конкурсе конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля допускаются двенадцать молодых певцов. Их отбор производится по записям, при этом мужские и женские голоса обычно представлены поровну. На нынешнем, девятом по счету саратовском конкурсе этот паритет был нарушен. Женщин было семь: шесть сопрано и одна меццо-сопрано, мужчин пятеро: три баса и два баритона. На сей раз оргкомитет не отобрал ни одного тенора.

Конкурс имел международный контекст: одна из его участниц - болгарка, живущая в настоящее время в Италии. Было три москвича и одна певица из Санкт-Петербурга. Чрезвычайно широка география вокальных школ: три участника - студенты Московской консерватории, остальные - выпускники Казанской, Уфимской, Новосибирской, Ростовской и Уральской консерваторий, Якутского и Северо-Кавказского институтов искусств. Столь же широка и география конкурсов, на которых отличились участники нынешнего соревнования. Четверо из них успешно показались на московском студенческом конкурсе Bella Voce, были лауреаты зарубежных конкурсов, а также многочисленных отечественных, проходящих как в столицах, так и в провинции. В их числе такие престижные, как международные конкурсы имени М.Глинки и Е.Образцовой, и набирающие силу - имени Н.Римского-Корсакова (Санкт-Петербург), Г.Вишневской (Москва), Н.Обуховой (Липецк), П.Лисициана (Владикавказ).

Шесть участников - солисты оперных театров.

Конкурс конкурсов - своеобразный блиц-турнир из двух гала-концертов. В первом в сопровождении фортепиано исполняется камерный репертуар - романсы русских и западных композиторов и народные песни, во втором, уже в сопровождении оркестра - оперные арии. Победители принимают участие в заключительном фестивальном концерте.

К сожалению, молодые певцы не порадовали особым разнообразием своих программ. Так, для первого тура все басы, словно сговорившись, выбрали народную песню "Прощай, радость", на втором туре оба баритона - арию Грязного из "Царской невесты", а две колоратурные сопрано вообще спели одно и то же: каватину Людмилы из "Руслана и Людмилы" и арию Лючии из "Лючии ди Ламмермур"..

Конкурс конкурсов имеет свои особенности. На нем обязательно присуждение всех трех премий, которые не разрешено делить между несколькими участниками. Кроме того, присуждается несколько дипломов. В конкурсе не могут участвовать певцы из Саратова, что должно, по мнению устроителей, обеспечить максимальную объективность жюри. Его бессменный председатель - Юрий Кочнев, члены - известные в городе педагоги-вокалисты и дирижеры, совмещающие работу в театре и в консерватории. В их числе народные артисты СССР Леонид Сметанников и Юрий Попов, народный артист России Николай Брятко, заслуженная артистка России Людмила Белова.

Безусловным фаворитом нынешнего конкурса стала колоратурное сопрано из Уфы Альфия Каримова. У певицы мягкий, приятного теплого тембра голос, который свободно звучит во всем диапазоне. Каримова стала обладательницей первой премии.

На втором месте московский баритон Дмитрий Зуев, который продолжает учиться в Московской консерватории, но уже является солистом Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. У Дмитрия редкий по красоте тембра голос, свободная манера звукоизвлечения, хотя молодому певцу пока, может быть, не стоит браться за излишне драматический репертуар. Третья премия досталась екатеринбуржцу Михаилу Коробейникову, обладателю высокого баса полного диапазона и артистичной манеры исполнения. В его интерпретации особенно запомнились "Пляска мертвецов" К.Сен-Санса и ария Базилио из "Севильского цирюльника" Дж. Россини.

Дипломантами на сей раз стали четыре конкурсанта. Это Лили Стефанова из Италии - певица, природе которой ближе оперный репертуар: она блестяще исполнила редко звучащую и очень сложную арию Русалки из одноименной оперы А.Даргомыжского, Александр Емельянов из Якутска - обладатель мягкого, насыщенного по тембру, но не всегда достаточно выразительного баритона, а также две колоратурное сопрано: Наталья Дмитриевская из Ростова-на-Дону, обладающая исключительно сильным голосом, но не всегда находящаяся в рамках вкуса, и солистка Самарской оперы Ирина Янцева. В ее исполнении особенно удачно прозвучали романс А.Алябьева "Соловей" и ария Царицы Ночи из оперы В.Моцарта "Волшебная флейта". В одном из ближайших номеров нашей газеты - интервью с певицей.

Хочется особо отметить, что участие самарских артистов в Собиновском музыкальном фестивале - отнюдь не редкость. В разные годы на нем выступали Александр Сибирцев, Андрей Антонов, исполнивший сольную програму из вокальных сочинений Дж.Верди. Пианист-аккомпаниатор Дмитрий Сибирцев представлял на одном из фестивалей свою "фирменную" акцию - гала-концерт теноров. Андрей Антонов и Михаил Губский являются к тому же лауреатами фестивального Конкурса конкурсов вокалистов.

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.