13 июня 2007 г.
Экспансия крупных торговых сетей вызвана ростом дохода у населения.
В минувшем году резко упал спрос на бытовую электронику и технику
В минувшую пятницу в Москве под патронажем компании «Техносила» прошла первая встреча региональных журналистов и представителей отечественного бизнеса. Главными темами семинара стали: развитие российского рынка бытовой техники и электроники, территориальная экспансия торговых федеральных сетей, коммерческая недвижимость, потребитель и торговая сеть, проблемы региональной логистики.
Эти темы неслучайно были включены в программу мероприятия: дело в том, что сегодня большинство проблем крупных торговых операторов связаны именно с ними. К примеру, согласно последним данным вторая половина 2006 года ознаменовалась резким и неожиданным падением покупательского интереса к бытовой технике и электронике и, соответственно, упал рост продаж, который к концу года составил всего 16%. Для сравнения в 2005 году этот показатель составил 20-25%.
Пытаясь выяснить причину подобной стагнации, специалисты пришли к выводу, что в настоящее время рынок бытовой техники и электроники практически близок к насыщению. То есть все активные покупки, которые потребитель мог бы сделать, он уже совершил в прошлые годы. Кроме того, рост потребительского кредитования привел к тому, что большая часть населения предпочитает тратить деньги на решение «квартирного вопроса».
Второй наиболее важной статьей расхода, нежели приобретение электробытовой техники, большинство людей считают покупку автомобиля.
В связи с этим встал вопрос об изменении дальнейшей стратегии развития: сокращение издержек, укрепление логистической сети, пересмотр ассортимента и усовершенствование сервиса в магазинах.
Кстати, на высокий уровень обслуживания покупателя делают большие ставки. Предприниматели понимают, что сейчас покупатели стали гораздо требовательнее и взыскательнее, поэтому первое, что они собираются делать, - незамедлительно улучшать качество сервиса. А для этого необходимо наиболее тщательно заниматься подготовкой и переподготовкой персонала.
Уменьшить издержки в перспективе должны устанавливаемые прямые связи «сеть-производитель» и увеличение прямых поставок. Таким образом, в ближайшее время на рынке бытовой электроники и техники должны исчезнуть посреднические компании, за счет чего прогнозируется снижение розничных цен.
Привлекать покупателей должны программы скидок и бонусов, а также наиболее востребованный ассортимент. Так, скажем, исследования прошлого года показали, что снизился спрос на компьютеры и холодильники. Итогами всех этих маневров должно стать увеличение оборота отечественного рынка электробытовых товаров, который к концу 2007 год должен составить порядка 30 млрд руб.
Более того, крупные игроки намереваются двигаться в сторону открытости компаний и прозрачности бизнеса для привлечения и использования различных финансовых инструментов.
Причем активная борьба ведущих товарных знаков должна будет развернуться в регионах за счет освоения средних городов. Обусловлено это несколькими причинами. Первая - относительно стабильный рост доходов населения в регионах, причем не только в городах, где количество жителей превышает 1 млн человек, но и на малонаселенных территориях.
Вторая - сегодня в провинции наметилась тенденция увеличения показателей выручки с одного квадратного метра торговой площади, которые в прошлом году максимально приблизились к показателям Москвы и Центрального региона в целом. Увеличение рынка торговой недвижимости является третьей причиной, благодаря которой популярные брэнды начнут региональное завоевание.