Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
  Статьи Гостевая
На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Лики фортуны меняет Валерий Ковтун

13 июня 2007 г.

В Самарском академическом театре оперы и балета санкт-петербургский хореограф Валерий Ковтун поставил балетный диптих-мистерию O, Fortuna, первая часть которого сочинена на музыку симфонической фантазии "Франческа да Римини" П.Чайковского, а вторая - на музыку кантаты "Кармина Бурана" известного немецкого композитора прошлого столетия К.Орфа.

Ковтун является автором либретто и хореографии обоих одноактных балетов. Каждый из них может исполняться самостоятельно, но в рамках одного спектакля их объединяет идея превратности и непредсказуемости судьбы человека.

С "Франческа да Римини" наша балетная труппа на протяжении своей истории встречалась уже дважды. В 1966 году балет на музыку Чайковского поставила Наталья Данилова - это была ее последняя работа на куйбышевской сцене. В 1995 году в спектакле "Две Франчески" были объединены одноактные опера Рахманинова и балет на музыку Чайковского с хореографией Чичинадзе. Обе балетные версии "Франчески", шедшие на куйбышевской сцене, были решены в стилистике драмбалета. Последняя продержалась в репертуаре театра недолго.

Встреча с кантатой Орфа - первая в биографии нашего театра. Это необычное сочинение обязано своим рождением найденному в начале XIX века в одном из монастырей в предгорьях Баварских Альп сборнику латинских песен, в которых вольные средневековые школяры-поэты - ваганты воспевали любовь и красоту мира, плотские радости и мирские наслаждения. Двадцать пять частей кантаты Орфа составляют единое музыкально-драматургическое полотно, и поэтому не случайно сочинение уже не раз обретало сценическую форму на театральных подмостках. В идеале это вокально-хореографическое действо, равноправными участниками которого являются балет, хор и оркестр.

Нынешний спектакль целиком идет под фонограмму - вынужденный компромисс ввиду работы театра без стационара. Премьера выпущена на сцене клуба имени Дзержинского, не имеющей практически никакой технической оснастки и не приспособленной для театральных представлений. Это безусловно не могло не отразиться на визуальном образе спектакля, вынудило постановщиков идти на очередные компромиссы в оформлении и световой партитуре. Неслучайно, очевидно, в постановочной группе упомянут еще только один человек - художник по костюмам санкт-петербуржец Александр Горенштейн.

Обе части спектакля идут на задрапированной в черное и практически лишенной аксессуаров сцене. Преобладают притемненный серый и красный световой колориты, которые повторяются в костюмах персонажей с вкраплением точных, отсылающих к эпохе средневековья деталей.

Аскетизм оформления невольно акцентирует все внимание на развитии сценического действия и хореографической лексике спектакля. Нужно сказать, что нынешнему молодому и творчески активному коллективу самарского балета повезло в плане приобщения к различным хореографическим стилям и манерам работающих с ним балетмейстеров-постановщиков. Достаточно вспомнить блестящие классические стилизации Никиты Долгушина, оригинально решенную Надеждой Малыгиной в жанре драмбалета "Даму с собачкой" на музыку Р.Щедрина и ее же насыщенные современной пластикой Beatles Forever.

Валерий Ковтун безусловно самобытный мастер. В его балетах - собственное, авторское преломление классического наследия, которое расцвечено гаммой оригинальных, впитавших опыт современных хореографов элементов. Может быть, предложенный им арсенал хореографических средств и не воспринимается сегодня как нечто абсолютно новое, новаторское, но это далеко не анахронизм и не наивные, набившие оскомину перепевы давно известного и растиражированного в десятках постановок других балетмейстеров. Безусловна определенная адаптация хореографа к реальным возможностям труппы. Но очевидно и то, что в этой работе и молодые, и опытные танцовщики сделали очередной прорыв, одолели еще одну ступеньку постижения современной хореографии.

Ковтун насытил партии ведущих персонажей виртуозными сольными вариациями и сложными поддержками в дуэтах, потребовал от артистов кордебалета внутренней энергетики, броской динамики, синхронности танца. Особо следует подчеркнуть логическую осмысленность происходящего на сцене. Этого несколько проще достичь во "Франческе да Римини", изначально предполагающей наличие стройной сюжетной канвы. Что касается "Кармины Бураны", то сюжет этого балета сочинен хореографом в соответствии с его собственным видением музыкального материала. Это некая притча, в которой действуют Фортуна, Жизнь, Юноша, Девушка и другие персонажи. Все это являет собой череду не всегда жестко связанных между собой, но как бы нанизанных на единый стержень эпизодов, живописующих те или иные превратности человеческой судьбы. Таким образом, если первую часть спектакля можно отнести к традиционному драмбалету, то вторая примыкает к симфоническому балету, в котором на передний план выступает непрерывное хореографическое действие.

В первом премьерном спектакле с наилучшей стороны раскрылись как ведущие солисты труппы, так и совсем молодые артисты кордебалета, в который влились учащиеся Центральной хореографической щколы-десятилетки. Хочется особо отметить Владимира Шачнева, исполнившего ведущие роли в обоих балетах. Его Джотто во "Франческе", может быть, пока что недостаточно инфернален для злодея - урода-горбуна. Но артист психологически достоверен, выразителен и, главное, уверенно справляется со сложной хореографической партитурой роли. Пара ведущих персонажей-любовников во "Франческе" - Франческа - Марина Дворянчикова и Паоло - Алексей Турдиев в большей степени традиционны как в пластическом рисунке, так и в манере исполнения.

В "Кармине Буране" запомнились гордой статью Фортуна Анастасии Тетченко, мягкой лиричностью Жизнь Ульяны Денисовой, яркой характерностью Монах Антона Ржанова, Пьяный жених Алексея Зайцева, Невеста Дианы Гимадеевой.

Все участники спектакля работают с большой отдачей, однако предстоит еще много сделать для "втанцовывания" партий, обретения актерами полной свободы в исполнении сольных номеров и массовых сцен. Полнокровное дыхание спектакль безусловно обретет на сцене отреставрированного стационара.

ИА Regnum/Патриархия.ru

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.