Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Наш современник

4 июня 2007 г.

Сегодня - 9 дней со дня смерти выдающегося актера Михаила Ульянова

Десятки незабываемых образов, которые создал Михаил Ульянов на сценических подмостках и на экране, сопровождали по жизни несколько поколений наших соотечественников. Этому человеку - артисту, общественному деятелю и гражданину в самом высоком смысле этого слова как никому другому соответствовало понятие "наш современник".

Пять лет назад, весной 2002 года, Михаил Александрович, порядком уставший от публичных выступлений и интервью, сделал исключение, подарив мне драгоценные минуты общения с предельно честным, мудрым и обаятельным человеком. А накануне этой беседы мне посчастливилось увидеть Ульянова в поставленном Петром Фоменко блистательном спектакле "Без вины виноватые" А. Островского. Это была единственная роль, которую артист оставил за собой в последние годы. "Сейчас как актер я в театре практически ничего не делаю. Играю только Шмагу. У меня не все ладно со здоровьем, а театр требует много сил - по большому счету…", - очень просто и в то же время твердо произнес он.

В тот день Михаил Александрович был предельно искренен и откровенен:

"Что ж, прожита большая жизнь. Что делать дальше, не знаю… Что ни говори, театр - это дыхание общества, отзвук мира, в котором мы существуем. Он не может быть вне времени, вне пространства и всегда отражает сегодняшний день. Оглядываясь назад, вижу, что во времена моей активной работы была эпоха так называемого положительного героя. И мы играли таких героев. Их некая приглаженность, причесанность давала нам основание порою криво улыбнуться, а порою - согласиться. А что было делать?.. Теперь, оказавшись в ситуации антигероизма, совершенно по-иному смотришь на то, что довелось играть в те годы. А это был и председатель колхоза, и директора заводов, и инженеры - активные, деятельные люди, которые что-то созидали, творили. У них не было жажды понять, что происходит вокруг, а важно было выполнить поставленную жизнью или, как принято было говорить, партией и правительством, задачу.

Да, мы играли такие роли. И иногда это было не так уж и плохо, неожиданно интересно. Теперь люди пребывают в растерянности. Все-таки театр - это некий поводырь, и, по крайней мере, в течение того краткого мига, пока длится сценическое действие, он куда-то ведет, что-то объясняет, чем-то манит и увлекает. Если же звать некуда и огромное количество спектаклей не отвечает даже на малые вопросы жизни, это только подтверждает: без идеала, без цели, пребывая в неком безвоздушном пространстве, театр существовать не может. Я не тщеславен, но признаюсь: очень большую радость доставляет, когда к тебе подходят люди и говорят: «Мы на ваших ролях воспитывались, учились жизни». Многие, кстати, поняли это только сейчас.

Театр снова на перекрестке, в поиске новых путей-дорог, нового языка. Мы не потеряли театр, он не гибнет, но пока что захлебывается в бесконечном, непрерывном зарабатывании денег. Сегодня дали такую возможность: «заколачивай» сколько хочешь. Наряду со стационарными труппами появились антрепризы. Театр можно открыть хоть в подворотне, хоть в курятнике - где угодно. Открывай и играй - никто не мешает. Такая свобода раскрепостила, но и распустила. Как говорится, пошла писать губерния. Сама по себе свобода хороша, но острым стал вопрос о профессионализме, способе существования на сцене. В театр ходят на праздник, чтобы насладиться мастерством, и как только это исчезает, исчезает и сам по себе театр.

Если люди боятся сегодняшнего дня, если то здесь, то там вспыхивает огонь и ты понимаешь: рвется рядом, становится особенно очевидным, что мир не может существовать без любви. И нужен театр, который должен все-таки быть странным. Как же иначе? На сцену выходят взрослые люди, говорят чужие слова, смеются над тем, что им не смешно, плачут, над чем не стали бы плакать в жизни. Профессия вроде бы странная. А оказывается - совсем не странная. Она дает какой-то посошок.

Понимаете ли, я фаталист. Верю в судьбу. Но она складывается только до определенного предела, а дальше все зависит от тебя самого - твоего собственного разума и глупости. Судьба и твои ошибки - это разные вещи, и их нужно развести. Так вышло, что в театр я попал по чистой случайности: до пятнадцати лет никогда его не видел. Это был счастливый поворот судьбы, и если бы довелось прожить все сначала, в главном я ничего не стал бы менять.

Каждая роль - часть жизни. По большому счету я не могу играть, не напитавшись тем, что бурлит и кипит вокруг меня. Счастлив, что довелось работать со многими прекрасными режиссерами: Рубеном Симоновым, Робертом Стуруа, Петром Фоменко, Романом Виктюком. И все это - в нашем вахтанговском театре".

В далекие 1970-е годы с труппой Театра имени Вахтангова Ульянов приезжал на гастроли в наш город, который еще назывался Куйбышевом. Тогда мне довелось видеть его в легендарных спектаклях "Принцесса Турандот", "Иркутская история" и "Варшавская мелодия".

А в 1995 году Ульянов участвовал в проходившей в нашем городе акции "Шаги Победы", посвященной 50-летию окончания Великой Отечественной войны. В те дни дни мне посчастливилось быть гидом артиста по Самаре. Запомнилось, как, проезжая по кварталам старой части города, Ульянов сказал: "Самара - старинный волжский город. Когда-то он был известен как купеческий. Купцы умели создавать огромные богатства, и не только для себя - для России. Вспомним Третьяковых, Рябушинского, Щукина. Сколько сделали они для русской культуры. Это были неплохие ребята. Хотелось бы, чтобы и современные самарские «купцы» думали не только о своем кармане, но и о лице родного города".

Илья ЛИПКИНД

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.