Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
| бойцовский клуб симпсоны   Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Мстислав Ростропович: самарские эпизоды

5 июня 2007 г.

Великому музыканту современности Мстиславу Ростроповичу 27 марта исполняется 80 лет. С Ростроповичем связано несколько ярких страниц истории культурной жизни Куйбышева-Самары. Лично для меня встречи с Мстиславом Леопольдовичем - огромный подарок судьбы. Эта необъятная, притягательнейшая личность бесконечно интересна во всех проявлениях.

"Эх, Самара-городок…"

Вспоминаю проходивший в 1994 году в Санкт-Петербурге первый Международный конкурс артистов балета "Майя-94", на который Майя Плисецкая пригласила целое созвездие выдающихся персон - почетных гостей из разных стран мира. В их числе был и Мстислав Ростропович.

Обстоятельно побеседовать с маэстро в те дни было невозможно. Но блиц-интервью в холле гостиницы "Европейская" взять все-таки удалось:

- Мстислав Леопольдович, вы, вероятно, большой любитель балета, если, отложив все дела, приехали из-за рубежа на конкурс "Майя-94"?

- Знаете, я человек уже достаточно взрослый, чтобы потерять невинность, но на балетном конкурсе я впервые, и могу сказать, что в этом смысле сегодня утратил свою невинность.

- Перед отъездом из СССР вы дважды побывали с концертами в Куйбышеве, теперь Самаре, причем один раз это был семейный вечер: играли вы и обе ваши дочери. Можно ли надеяться, что это когда-нибудь повторится?

Вместо ответа маэстро взял у меня приготовленную для автографа ручку и лист бумаги и быстро начертал: "Эх, Самара-городок! Люблю тебя и жду встречи. М. Ростропович".

Встреча, как вскоре выяснилось, была не за горами. Во второй половине 1990-х годов Самара оказалась в сфере творческих интересов маэстро: под его художественным руководством здесь готовилась и в 1999 году была осуществлена мировая премьера оперы С. Слонимского "Видения Иоанна Грозного".

Спустя четверть века

Нужно было прожить почти четверть века после далекого 1973 года, чтобы на сцене Самарской филармонии снова увидеть и услышать Мстислава Ростроповича. Впрочем, это были уже не та сцена и не то здание - прежнего "Олимпа" давно нет. Но в памяти до мельчайших деталей запечатлелась, как будто это было только вчера, атмосфера того необыкновенного вечера: переполненный, буквально наэлектризованный зал, а на сцене Ростропович, играющий в сопровождении местного симфонического оркестра "Вариации на тему рококо" П.Чайковского. Это было соприкосновение с вершинным исполнительским мастерством, что случается нечасто.

В мою жизнь, как и в жизнь людей среднего и старшего поколения, Ростропович сразу вошел огромным музыкантом. Таким он оставался и в канун своего 70-летия, и в этом смогли убедиться все, кому посчастливилось быть на единственном данном им в Самаре концерте 7 сентября 1996 года. В этом концерте, которым открылся филармонический сезон, Ростропович сыграл виолончельный концерт Гайдна и, конечно же, "Вариации на тему рококо".

Один маленький штрих: после утомительного перелета до Самары, проведенных в тот же день пресс-конференции и репетиции маэстро, покидая сцену, мимоходом произнес: "Ну все, пойду заниматься". С этого начинается и этим заканчивается каждый его день. На следующее утро уже в половине восьмого Ростропович снова занимался в филармонии, выкроив несколько часов перед отлетом из Самары.

"Видения Иоанна Грозного"

В мае 1998 года Мстислав Ростропович вновь приехал Самару. С точки зрения "протокола" все обстояло достаточно обыденно: в процессе работы над постановкой "Видений…", которую Ростропович готовился осуществить в Самарском академическом театре оперы и балета в качестве художественного руководителя и главного дирижера, ему было необходимо провести "смотр" творческих сил коллектива. Нужно ли говорить о сомнениях, которые не без основания одолевали многих в связи с предстоящими "смотринами". Однако то, чему стал свидетелем переполненный зал филармонии 26 мая, можно назвать чудом. В этот вечер перед слушателями играл без преувеличения классный оркестр, звучание которого местами было просто безупречным.

Только три раза накануне концерта коллектив собирался на совместные репетиции, но этого оказалось достаточно, чтобы необыкновенный талант, вдохновение и магия личности маэстро преобразили буквально каждого музыканта. Репетиции Ростроповича незабываемы. Каждый его жест, каждое лаконичное замечание полны огромной энергетики. Не пропуская ошибок, Ростропович немедленно реагирует на любую удачу, тут же подбадривает отличившегося музыканта. Для маэстро виолончелисты - "братья по смычку", весь оркестр - "дорогие коллеги".

"Я так уважаю, люблю моих коллег, когда они правильно играют эти восьмушки", - ласково произносит Ростропович, после чего восьмушки, наконец, звучат так, как нужно. Упоение музыкой, юношеский азарт, удовольствие от самого процесса творчества передались музыкантам. Из отдельных кирпичиков постепенно сложилось единое целое. Буквально на глазах слушателей звучание оркестра начало обретать нужный тонус, обогатилась палитра выразительных средств, возникли редкостные акценты, динамические оттенки.

В одну из репетиционных пауз окруженный музыкантами Ростропович открыл один из своих "секретов": "Нужно любить людей, и тогда все будет получаться. Всегда можно сделать лучше, чем это удается сегодня. К этому я и стремлюсь всю свою жизнь".

Ростропович: "Идея постановки в Самаре оперы Слонимского родилась после разговора с одним режиссером Мариинского театра, который предложил мне поставить современную оперу и дал клавир "Иоанна Грозного". Опера меня очень заинтересовала. В музыкальном языке Слонимского безусловно много нового, но это новое органично сочетается с традициями. Мы решили поставить ее в Самаре, потому что осуществить этот проект в Москве или Санкт-Петербурге вряд ли возможно. В Самарском театре прекрасные, сильные, крепкие голоса. Слушал и думал: на звучании отражается вся жизнь артиста. Не знаю, как они питаются, но, судя по голосам, не хочется думать, что плохо. Что касается постановочной группы "Иоанна Грозного" - режиссера Роберта Стуруа и художника Георгия Алекси-Месхишвили, то это команда единомышленников, работать с которыми огромное счастье и радость".

Мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного" состоялась в феврале 1999 года. В "Видениях…" труппа провинциального самарского театра продемонстрировала подлинно европейский исполнительский уровень. Прекрасно играл ведомый Ростроповичем оркестр, сбалансированно, мощно, без форсировки и надрыва звучал хор (хормейстер Людмила Ермакова). Ему оказались доступными и тонкие динамические оттенки, и яркие эмоциональные всплески. В премьерном спектакле в заглавной партии успешно выступил молодой солист самарской оперы Андрей Антонов. С самой лучшей стороны показали себя практически все занятые в спектакле исполнители.

Нити воспоминаний

"Как красиво, достойно звучит возвращенное городу название Самара. Я полюбил его еще с тех пор, когда ездил на фестиваль молодежи с Розой Баглановой - кто из людей моего поколения не помнит эту артистку и ее песню "Ах, Самара-городок".

"Помню все, что связано с вашим городом, где довелось бывать неоднократно. К Самаре у меня отношение особое. В свой первый приезд я играл в Доме офицеров. В зале было темно, и откуда-то доносилась довольно громкая танцевальная музыка. Темнота привлекала в зал танцующих, которым было явно не до меня... В Куйбышеве я играл и с Проваторовым, чрезвычайно уважаемым мною музыкантом.

В моей памяти остались воспоминания о волжском турне 1972 года. Это была моя последняя гастрольная поездка по стране в преддверии изгнания из России. Мы были вместе с Галиной Вишневской. Я ехал с Ульяновским симфоническим оркестром и хором. Именно в Ульяновске мы репетировали и дали первый концерт. Помню, что тамошний первый секретарь обкома был взбешен, увидев в городе мои афиши и велел их заклеить. Отыскали афиши о выставке кроликов, но они были меньше по размеру, чем мои, и поэтому везде проглядывали начальные или последние буквы моей фамилии. Никто нигде не печатал статьи об этих гастролях, но я сохранил одну замечательную в своем роде статью из Горького, которой могут позавидовать все музыканты мира: в ней не скупятся на похвалы исполнению, но нет ни одного упоминания ни обо мне, ни о Вишневской. Последний эпизод, после которого именно из Куйбышева я отослал очередное письмо в ЦК, - отмена наших концертов в Саратове. Артисты оркестра по-музыкантски отомстили партийным боссам города: когда теплоход проплывал мимо Саратова, с его палубы звучала мелодия траурного марша Шопена. Сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой, но самом деле все это было очень тяжело. Кстати, именно в Куйбышеве я получил последнюю в моей жизни грамоту от партийных властей.

Ну а в 1999 году именно здесь я поставил оперу "Видения Иоанна Грозного" Слонимского. Я сделал эту оперу с любовью. Считаю, что это замечательное произведение. Те, кто участвовал в создании спектакля, вложили в работу весь свой талант".

Волжский десант

Летом 2004 года Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вновь побывали в Самаре. В нашем городе завершилось волжское турне, в продолжение которого выдающиеся музыканты познакомили жителей Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани и Самары со своими воспитанниками и учениками - стипендиатами Регионального общественного фонда Мстислава Ростроповича и Школы оперного пения Галины Вишневской.

Особенно успешно выступили стипендиаты фонда Ростроповича.

Ростропович: "Если закрыть глаза, многих участников концерта невозможно отличить от законченных мастеров-исполнителей, которые могут демонстрировать свое искусство в любой точке земного шара, утверждая высочайший класс отечественной музыкальной культуры. Особенность созданного в 1997 году моего фонда в том, что в нем музыканты самого разного возраста и образовательного ценза. В этом плане никаких ограничений у нас нет. Здесь могут быть и ученики музыкальных школ, и студенты консерваторий, и аспиранты. Каждый месяц они получают стипендию, равную ста долларам США. Для меня очень важно, что стипендии фонда носят имена великих русских музыкантов ХХ века, моих учителей и коллег, с которыми меня связывали долгие годы человеческой и творческой дружбы".

Мысли о главном

"Не забуду вертикальную створчатую дверь во Внуковском аэропорту, захлопнувшуюся за мной, когда я улетал из СССР. У меня было ощущение, что тогда за мной захлопнулась дверь крематория. А однажды в Париже поздно вечером мне позвонила знакомая женщина-адвокат. Она сказала, чтобы я немедленно включил телевизор. Я долго ничего не мог понять, глядя на экран. А это, оказывается, рушили Берлинскую стену. У меня выступили слезы на глазах. Я тут же ночью позвонил другу, у которого был свой самолет и попросил одолжить его на следующее утро, чтобы лететь в Берлин. Мы полетели вместе. Я хотел просто взять виолончель и в благодарность Господу Богу поиграть на рушащейся стене...

По своей натуре я типичный исполнитель. Любимые произведения сопутствуют мне всю жизнь. Так, "Вариации на тему рококо" играю с четырнадцати лет. Первое исполнение было во время эвакуации в Оренбурге. Это гениальное произведение. В нем столько возможностей для показа всех сторон виолончели - и технических, и элегантности звучания. Недавно просмотрел пленку, запечатлевшую мою первую встречу как виолончелиста с Караяном. Это было много, много лет назад в Зальцбурге. Я играл с ним "Рококо", и с этого началась наша дружба. Несмотря на большую разницу в возрасте, Караян настоял, чтобы мы выпили с ним на брудершафт, и с тех пор мы были на ты. Последний раз я видел Караяна приблизительно за полгода до его кончины. А "Рококо" играю везде, и всегда - как в первый раз.

Для артиста главное - душевная наполненность исполнения, а не голая техника. Но это зависит от восприимчивости, таланта. У талантливого человека фантазия бьет ключом. Настоящее исполнение заключается не в том, чтобы играть отдельные ноты, а чтобы через них вернуться в настроение, в котором они сочинялись автором. Играя свой виолончельный концерт, Шостакович прослезился, сказав в свое оправдание, что это сочинение его по-настоящему трогает. Я знаю, в каком именно месте у него были слезы, и это помогает мне при исполнении концерта.

К сожалению, произошла неизбежная смена поколений, в том числе и в Московской консерватории. Давно нет Генриха Нейгауза - учителя Рихтера и Гилельса, нет Шостаковича, в классе которого я занимался с 1943 по 1948 год. Нет Игумнова, Гольденвейзера, Давида Ойстраха... Эта была плеяда совершенно фантастических музыкантов и вместе с тем интеллигентнейших, культурнейших людей ушедшей России, которые знали буквально все. Одним просто укоротили жизнь, другие не смогли полностью выразить себя, будучи изолированными от мировой культуры. Но отчаиваться не нужно: свободные духом люди еще привнесут в нашу культуру много замечательного.

Я сплю четыре часа в сутки - это моя норма. Потом занимаюсь партитурами, потому что, если бы я в пять часов утра начал играть на виолончели, меня бы выселили, убили или отравили соседи. В восемь часов начинается адова жизнь: звонит телефон, и я по традиции поднимаю трубку - все равно будут пытаться дозвониться. Специально я не отдыхаю. Для меня отдых - это работа, концерты.

Я очень верующий человек. И в моей жизни все происходит так, как я чувствую. Я доверяю не своему уму, а интуиции. Иногда думаю, что непременно нужно что-то сделать, но потом освобождаю себя от этой мысли, надеясь на "подсказку" свыше. И она приходит. Поступая именно по этой "подсказке", впоследствии понимаю, что это был единственно правильный ход.

Конечно, моя жизнь исключительно активна, наполнена событиями. Я спланировал ее так, что до момента, когда меня призовет господь, никакого отдыха не предвидится…"

www.samru.ru

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.