Сегодня Пятница 04 Декабря 2015 г.
Поиск:
|  Статьи Гостевая На главную Отправить сообщение на e-mail
Главная новость Основные
Salut, Renault. Блокпакет ВАЗа сегодня отойдет французскому автоконцерну

Театральный художник Михаил Мурзин

4 июня 2007 г.

В 75-летней истории Самарского академического театра оперы и балета имеется много ярких имен представителей различных творческих профессий. В их числе - замечательный театральный художник Михаил Мурзин. Вот уже более двадцати лет мастера нет с нами. В нынешнем году ему исполнилось бы 85 лет.

Вечер, посвященный Михаилу Агеевичу Мурзину, завершил цикл вечеров "Память сердца" в Самарском Доме актера, инициатором и неизменным ведущим которых являлась заслуженный работник культуры России Светлана Хумарьян.

В Симоновской гостиной собрались подлинные театралы, среди которых преобладали люди старшего поколения, которые видели спектакли, оформленные Мурзиным. В фойе Дома актера была развернута выставка эскизов декораций Мурзина к спектаклям Куйбышевского оперного театра 1950-х - 1960-х годов.

У художника была непростая судьба. Он родился в Сибири, в Омской области. Юность его совпала с военными годами. Только после окончания войны он окончил Саратовское художественное училище, после чего работал главным художником Сызранского драматического театра, а затем Куйбышевского театра юного зрителя. Основной - восемнадцатилетний - период творческой жизни Мурзина связан с Куйбышевским театром оперы и балета, куда он был приглашен в 1951 году. В 1957 году Мурзин стал главным художником театра.

Мурзина можно назвать художником-традиционалистом. В его декорациях преобладало реалистическое начало. Неслучайно он был поклонником и последователем выдающегося театрального художника Федора Федоровского. Мурзина более всего привлекала русская классика. Лучшими были его работы над оформлением опер "Князь Игорь" А.Бородина, "Иван Сусанин" М.Глинки, "Хованщина" М.Мусоргского, "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, "Мазепа" П.Чайковского.

Творческой манере Мурзина был свойственен эпический размах, глубокий внутренний драматизм, масштаб. С участием Мурзина в нашем театре было создано немало спектаклей, которые именно в Куйбышеве впервые увидели свет рампы. Это современные оперы "Таня" Г.Крейтнера, "Иван Шадрин" В.Дехтерева, "Виринея" С.Слонимского.

Мурзин работал и над такими оставившими заметный след в творческой биографии нашего театра оперными постановками, как "Поцелуй" Б.Сметаны, "Купец Калашников" А.Рубинштейна, "Симон Бокканегра" Дж. Верди. Он автор оформления уникального индийского балета "Читра" Р.Тагора, впервые в нашей стране поставленного именно на куйбышевской сцене.

Из западных композиторов Мурзина в наибольшей степени привлекал Дж. Верди. Одной из самых значительных его вердиевских работ стало оформление оперы "Дон Карлос". До сих пор помню этот спектакль, премьера которого состоялась без малого четыре десятилетия назад. В нем Мурзин впервые в нашем театре по-новому, в полном объеме освоил сцену театра, включив в активное сценическое действие не только ее основной планшет, но и служебные интерьеры вплоть до капитальной стены с укрепленным на ней и соединяющим закулисные пространства мостиком. Оттуда, с высоты, через специальный проем в металлическом ограждении по ходу действия спускались персонажи оперы.

Всплывают в памяти колоритные таежные сцены из оперы Д.Френкеля "Угрюм-река", необычно богатые и красочные для спектаклей нашего театра конца 1950-х годов декорации и костюмы к "Купцу Калашникову".

Уже не работавшего в театре Мурзина в 1981 году пригласили для постановки оперы "Царская невеста", которой открылись знаменательные для коллектива первые в его истории гастроли в Москве. По поводу этого спектакля в журнале "Театр" было написано: "Работа художника Мурзина в "Царской невесте" поначалу воспринималась как шаг назад, но позже стало ясно, что перед нами акция сознательная, направленная на то, чтобы вернуть зрителю утраченное в заботах о формальных новациях истинное представление о сущности музыкальной драматургии великого чудотворца".

Мурзин был одним из тех театральных художников, которым нередко адресовались аплодисменты публики, когда открывался занавес очередного сценического действа.

Своими воспоминаниями о Мурзине поделились его коллеги и друзья заслуженные художники России председатель Самарского отделения Союза художников Рудольф Баранов и Станислав Федоров. В их рассказах предстал образ разностороннего мастера, крепкого, жизнерадостного, основательного человека, умелого руководителя, активного общественного деятеля, который пользовался уважением коллег.

В этот вечер прозвучали любимые Мурзиным произведения - отрывки из поэмы Александра Твардовского "Василий Теркин" - их прочитал артист "СамАрта" Василий Чернов, а также фрагменты из опер, которые в течение многих лет шли на куйбышевской сцене в оформлении Михаила Агеевича. С большим успехом их исполнили ведущие солисты театра народный артист России Анатолий Пономаренко, заставший "эпоху Мурзина", народная артистка Республики Кыргызстан, заслуженная артистка России Валентина Анохина, а также солистка театра Татьяна Гайворонская. Партию фортепиано исполнила главный концертмейстер театра заслуженная артистка Росси Ольга Иванова.

Вечер, посвященный Михаилу Мурзину, а также прошедшие в этом сезоне вечера о ведущих солистах театра заслуженных артистах России Борисе Чуфарове и Вильяме Семашко, вызвавшие большой интерес у любителей театра, засвидетельствовали, что Самарский академический театр оперы и балета имеет богатые традиции, которые, несомненно, явятся фундаментом его грядущих творческих достижений.

www.samru.ru

Борис Алешин: "Мы – с Renault"На днях будет подписана сделка между АВТОВАЗом и французской компанией Renault.

«В нашем театре нет ни дрязг, ни сплетен, сюда идешь, как к себе домой»

Геннадий Куропаткин,заведующий ортопедическим отделением №1 больницы им. Калинина, заслуженный врач России: «Обычные хирурги всё время что-то отрезают. Мы же только добавляем, наращиваем или заменяем»

Андрей Луговой: «На посту президента России себя не вижу»

Геннадий КИРЮШИН: «Я готов быть менее активным участником бизнес-процесса – стать инвестором». Председатель совета директоров СМАРТСа решил отойти от дел и заняться политикой

Работа идет не только по плану

Жириновского попросили о Луговом

Встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей ШОКИН: «Вести социально ответственный бизнес для меня гораздо важнее, чем заниматься политикой»

Лев ПАВЛЮЧКОВ: «Зеленые» стали голубыми»

Губернатор Самарской области - Владимир Владимирович Артяков

Третьяк: Путин — залог успеха

Дембельский альбом Владимира Путина

Самара отпраздновала День города

Урны на улицах города Самары

Улицы Самары глазами простого горожанина - 2

Открытые люки - 2

Lada Priora. Фото

Пикет КПРФ у Губернской Думы 24.04.07

Малометражка от АвтоВаза

Открытые люки

Состояние Набережной р. Волга в Самаре (20.04.07)

"Вот я могу сказать, за мэрии здесь закреплен Струковский парк. Вот до тех пор он не станет чистым, я с него не слезу" (мэр Самары Виктор Тархов, "Эхо Москвы в Самаре" от 11.04.07) Фото от 23.04.07

Самара. Воскресенье, 22.04.07, после Всероссийского субботника

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
www.profnastil-ksp.ru

©«Самарапресса.Ru»
Электронный архив самарской прессы
«Sampressa.ru»
(8422) 41-00-30
89277091133
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.