4 июня 2007 г.
Из любой, даже самой безнадежной ситуации есть выход. Консультанты телефона доверия (958-66-66, 958-22-58 областного центра «Семья» ежедневно помогают около 50 позвонившим разобраться в, казалось бы, неразрешимых проблемах.
Наверное, у каждого в жизни возникают сложные ситуации. Но далеко не всегда рядом оказывается человек, готовый к сочувствию и скорой помощи. А бывает и так, что даже самому близкому человеку не хватает смелости, чтобы поделиться своими сомнениями и страхами. При этом, по утверждению врачей и психологов, состояние постоянной замкнутости, сдерживания эмоций и стресса очень опасно для здоровья человека. В этом плане телефон доверия, который предназначен для оказания экстренной психологической помощи и внушения чувства уверенности в своих силах, пожалуй, идеальный вариант.
Считается, что первый телефон доверия появился в начале XX века, когда протестантский священник Гарри Уоррен организовал лигу «Спасите жизнь» для моральной поддержки по телефону. Очень скоро подобные услуги стали возникать в разных уголках мира. Интересно, что в России создание телефона доверия было вызвано большим количеством суицидов. Произошло это в Ленинграде в 1981 году. А в 1991 году была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи. Во всем мире в роли консультантов выступают не только профессиональные психологи, но и добровольцы.
Телефон доверия Центра «Семья» Самарской области не смолкает вот уже 15 лет. За это время голос помощи прозвучал для огромного количества людей. Служба действует на всю Самарскую область круглосуточно, анонимно, бесплатно и предназначена для всех категорий населения, независимо от социального статуса, пола, возраста, проблемы.
Часто люди, которые звонят на телефон доверия, находятся в эмоционально-возбужденном состоянии, а значит, помощь им нужна срочно. Обычно просят поддержки в разрешении конфликта между родителями и детьми, супругами. Много обращений - по вопросам алкоголизма, наркомании, часто звонят люди, находящиеся на грани суицида.
«Первая задача консультанта - выслушать человека, дать ему возможность высказаться, - рассказывает об этапах работы заместитель директора по социально-психологическим вопросам Областного центра «Семья» Елена Тонкопеева. - После этого психолог должен помочь человеку сориентироваться в ситуации и подсказать, где тот может получить помощь очно».
Елена Григорьевна уверяет, что не бывает безвыходных ситуаций. Проблемы только кажутся тупиковыми, но лишь до тех пор, пока человек не выплеснул эмоции. «Эмоции, не позволяющие конструктивно мыслить, - боль, страх, отчаяние - нужно выразить, - говорит Елена Тонкопеева. - Затем трезво посмотреть на проблему с разных сторон и увидеть пути выхода. После остается сделать выбор. При этом мы не имеем права советовать. Нам важно научить человека самому делать выбор и отвечать за свои поступки. Ну и что, если решение будет ошибочным? Страшно, если он не захочет эту ошибку исправлять!».
Телефон доверия предназначен только для сиюминутной поддержки. Решение же проблемы зависит от самого человека. Многие удивляются, что помощь можно было получить уже давно, а они просто не обладали информацией о службах и специалистах. «Если один и тот же человек становится постоянным клиентом, значит, он не хочет решать проблему и обращаться к специалисту. Ему нравится говорить о проблеме. Он получает сочувствие. Нужно показать ему, что он использует телефон не по назначению. Ведь в любой момент может позвонить тот, у кого произошло несчастье», - рассказывает Елена Тонкопеева.
Консультации по телефону доверия осуществляются анонимно, что придает беседе доверительный характер. У клиента спрашивают имя только для того, чтобы как-то обращаться к нему во время разговора. Сведения не разглашаются. Консультанты могут их использовать только в профессиональных целях, для обучения коллег.
Основным принципом работы является уважительное, безоценочное отношение к людям. На телефоне доверия нельзя услышать приговор, осуждение алогичного поведения.
Пик звонков приходится на вечер, когда люди приходят с работы и остаются один на один с проблемой. С 19.00 до 01.00 телефон не смолкает. А вот под утро обычно обращаются суициденты. Они не спят всю ночь, борются с мрачными мыслями. Психологи понимают, что если человек обращается на телефон доверия, значит, он хочет жить, справиться с проблемой, и они для него как спасательный круг. Такой разговор может длиться и несколько часов.
Голос в непосредственной близости, желание выслушать и помочь, совет о том, как можно преодолеть, на первый взгляд неразрешимую проблему - это телефон доверия. Вам есть, куда обратиться за поддержкой.
Максим Киселев