30 мая 2007 г.
Вторая половина 2005 года и весь 2006 год прошли в Самарской области, да и, пожалуй, в России под знаком обманутого дольщика. Правовая неопределенность на рынке недвижимости породила у его участников массу проблем. В итоге назрел эмоциональный взрыв: в Самарской губернии начались протестные акции дольщиков строительных фирм «Содействие», «Виктор-С» и «Проспект-ИнвестСтрой». Вместо обещанных квартир, за которые люди отдавали зачастую не только свои кровные, но и единственное имевшееся жилье, они получили в лучшем случае «коробки» без отделки и коммуникаций, а в худшем -на участках даже не начиналось отселение из ветхих домов.
Формально ни правительство области, ни федеральные власти не несут ответственности за мошенничество строительных фирм. Тем не менее власти региона начали решать проблему в «пожарном» порядке, поскольку конфликт между застройщиками и дольщиками стал не просто имущественным спором, а превратился в острую социальную проблему.
Рабочая группа по разрешению конфликтной ситуации, созданная по решению губернатора Константина Титова, впервые собралась в декабре 2005 года. В нее вошли министры правительства области, представители областной прокуратуры, УБЭП, управления Федеральной регистрационной службы, администрации города Самары. Уже в январе 2006-года министерством строительства и ЖКХ области были составлены поименные списки дольщиков трех проблемных фирм и собраны документы, подтверждающие внесение денег. Всего в реестре зафиксировано 2765 дольщиков по 51 объекту жилищного строительства. Благодаря оперативной работе в Самаре удалось избежать массовых двойных продаж.
Также был решен вопрос о выделении средств из областного бюджета на проектирование и строительство в 2007 году магистральных сетей и трех мощных трансформаторных подстанций -250 млн рублей (это помимо заложенных в областном бюджете расходов на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства области). В свою очередь администрация Самары согласилась исключить из договоров с застройщиками позиции оо отчислении 6% и 12% на благоустройство и развитие города, а также выделить из городского бюджета средства на проектирование и строительство внутриквартальных инженерных сетей. Эти меры позволили максимально удешевить стоимость квадратного метра, а значит, сократить расходы частных инвесторов.
При непосредственном контроле министерства строительства и ЖКХ области возобновлены строительные работы на объектах, расположенных по адресам: ул. Белорусская, д.19, 20, Пятая просека, д. 7, ул. Советская, д.75. Директор ЗАО «ПроспектИнвестСтрой» Владислав Ленский-Богомолов начал предоставлять своим участникам долевого строительства домов №18 по ул. Тухачевского и №11 по ул. Солнечной квартиры в доме №10 по ул. Тухачевского, заказчиком строительства которого является ООО"Проспек-Инвестстрой".
Однако в деле инвесторов проблемных фирм-застройщиков остается еще много нерешенных вопросов. Тормозят процесс и сами дольщики. Длительное время они не могут окончательно выбрать оптимальную для них организацию, которая будет достраивать их дома, обращаются в министерство с порой взаимоисключающими заявлениями.
По словам специалистов министерства строительства и ЖКХ области, сложность в разрешении конфликта между дольщиками и застройщиками заключалась в том, что фирмы «Содействие», «Виктор-С» и «ПроспектИнвестСтрой» находились в стадии ликвидации и банкротства. Владельцы фирм не могли принимать оперативные решения по выходу из кризиса. В их отношении велись следственные действия, либо они были отстранены от работы внешними управляющими, которые защищали интересы кредиторов. Сегодня процесс ликвидации трех «проблемных» фирм прекращен, их руководители могут принимать легитимные управленческие решения. А значит, и вся ответственность за положение дольщиков лежит на них. Однако уже более двух месяцев никаких действий в направлении оптимизации работы фирм не замечено. Министерство строительства и ЖКХ области держит ситуацию под контролем, однако не имеет законных прав вмешиваться в работу коммерческих структур.
К сожалению, опасность возникновения подобных конфликтов в будущем остается, как остались недостроенные объекты других фирм, не выполнивших свои обязательства перед инвесторами. Правительство области приняло ряд мер, чтобы переломить ситуацию.
Во-первых, с 1 июля 2006 года, в соответствии с федеральным законодательством, на министерство строительства и ЖКХ области были возложены полномочия по распоряжению земельными участками под строительство в городе Самаре. А это значит, что городские власти лишились «монополии» по выделению земельных участков и будут работать в плотной связке с министерством строительства и ЖКХ. Однако передача документации по ранее заключенным договорам аренды земельных участков под строительство из администрации Самары в министерство завершилась буквально на днях. Виной тому - предвыборная ситуация, затем мучительный процесс формирования новой структуры администрации и определения полномочий ее подразделений. Уже есть первые результаты осуществления министерством своих полномочий. Так, разрешилась ситуация с дооформлением разрешительной документации по отводу земельного участка на 5-й просеке (где застройщиком-заказчиком является городской департамент по строительству и архитектуре). Это позволит продолжить строительство 11 многоквартирных домов и, соответственно, в будущем оформить права собственности дольщиков.Также министерство продолжит работу по предоставлению земельных участков под объектами для завершения строительства, в том числе и посредством проведения аукционов. При этом будут учтены права и законные интересы дольщиков в рамках действующего законодательства.
Во-вторых, с 1 января 2007 года Постановлением правительства Самарской области от 06.12.2006 г. №164 министерство строительства и ЖКХ области наделено функциями контроля и надзора за долевым строительством. Теперь министерство имеет право разрабатывать и принимать нормативные акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в сфере долевого строительства, ежеквартально получать отчетность от застройщиков, контролировать целевое использование ими средств, полученных от дольщиков, требовать устранения нарушений и привлекать застройщиков к суду. В случае необходимости министерство может через арбитражный суд приостанавливать деятельность застройщиков по привлечению денежных средств участников долевого строительства. Кроме того, ведя постоянный мониторинг ситуации, министерство будет информировать граждан о состоянии строительства проблемных объектов и мерах, принимаемых в отношении инвесторов и застройщиков, через СМИ и отдельный раздел на своем сайте.
Чтобы такая система успешно работала, министерству как уполномоченному органу необходимо наладить взаимодействие с большим количеством организаций. В первую очередь - с администрациями муниципальных образований, Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области, Государственной жилищной инспекцией Самарской области, Центром государственной вневедомственной экспертизы по Самарской области, Самарским филиалом ФГУ Федеральный лицензионный центр, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области, ГУ «Ростехинвентариза-ция», с правоохранительными органами. Поэтому правительством области принято решение о создании межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства при министерстве строительства и ЖКХ области с включением в ее состав представителей вышеупомянутых организаций.
Пресс-служба Группы компани "СВ"