1 февраля 2007 г.
Чем ближе начало избирательной кампании в Госдуму, тем больше интересует эта тема всех ее участников. О том, что волнует партию «Патриоты России», впервые идущую на выборы в парламент страны, рассказал журналистам на пресс-конференции в РИА Новости ее лидер и руководитель фракции «Родина – Патриоты России» в Госдуме РФ Геннадий СЕМИГИН
– В ближайшее время нас ждут две избирательные кампании: выборы в Госдуму в декабре 2007 года и выборы президента в марте 2008 года, – сказал, открывая пресс-конференцию, Геннадий Семигин. – И нам всем хотелось бы, чтобы эти судьбоносные для страны выборы прошли в строгом соответствии с законом, демократично, открыто и честно. То есть чтобы был реализован главный постулат Основного закона страны – власть в России принадлежит народу, и народ должен иметь возможность выразить свою волю и реально участвовать во властных процессах, а не отодвигаться, как сейчас, от принятия судьбоносных решений.
Что беспокоит партию сегодня? По словам лидера «Патриотов России», на выборах в региональные законодательные собрания, особенно в последний год, партия столкнулась с серьезными проблемами, которые продолжают усугубляться. Прежде всего это серьезная диспропорция участия политических партий в дискуссиях в СМИ. Речь идет о странно установленном ограничении на телевидении по объемам и квотам. Второе, на что обращает внимание Геннадий Семигин, это административный ресурс, который все более используется в ходе подготовки к выборам. По словам Семигина, региональным властям уже поставлена задача обеспечить «Единой России» 60 процентов голосов. И то, что задача ставится не на партийном, а на властном уровне, «Патриоты России» расценивают как путь к фальсификациям.
«Патриоты России» – единственная партия, буквально за руку поймавшая в октябре прошлого года и в нынешнем марте некоторых руководителей и членов региональных избиркомов. Партии удалось добиться вынесения приговоров виновным в фальсификациях, но, к сожалению, они получили лишь условные сроки. Вот почему «Патриотов России» так тревожит система подсчета голосов.
Особое внимание Геннадий Семигин обратил на то, как отдельные социологические службы исследуют общественное мнение в канун выборов. В точности их цифр и позиций сомневаются все политические партии и крупные общественные объединения. Причем некоторые цифры уже сейчас, когда кампания еще на старте, замечает Геннадий Семигин, странным образом совпадают с установками власти для регионов. Если к этому добавить многочисленные «крючки», которые усложняют процесс регистрации партий, непрозрачную процедуру проверки собранных подписей, у партий есть все основания тревожиться за честность предстоящей кампании. «Мы считаем – сказал Геннадий Семигин, – что необходимо объединить усилия для того, чтобы снять эти проблемы, и чем раньше, тем лучше».
Партия «Патриоты России» обратилась к Общественной палате, Центризбиркому РФ, к общественным организациям и особенно к идущим на выборы партиям с предложением создать Общественно-политический центр, который мог бы действовать на территории России с начала и до конца избирательной кампании. Кроме того, «Патриоты России» обнародовали и другие инициативы, включая ряд законопроектов в социально-экономической сфере. «Но самое главное, – сказал лидер партии, – нами внесен в Думу, и осенью его будут рассматривать или отклонять, законопроект об увеличении наказания за фальсификацию выборов до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Некоторые партии нас поддержали. Мы хотим, чтобы фальсификация перешла в разряд государственных преступлений, совершенных не только против избирателей и граждан, а против народа, который в этом случае не сможет осуществлять свою главную функцию источника власти в стране. Для нас этот аспект имеет ключевое значение», – подчеркнул Геннадий Семигин.
После этого лидер партии «Патриоты России» ответил на вопросы многочисленных СМИ.
– Есть информация, что в первой тройке партийного списка «Патриотов России» будет Дмитрий Рогозин, что ведутся переговоры с Сергеем Глазьевым и Владимиром Рыжковым. Это так? И вообще не является ли коалиция разных партий запрещенным законом блоком?
– Нет, не является. Насколько я знаю, все крупные партии, имеющие шанс пройти в Думу, формируют избирательные коалиции. Безусловно, при строгом соблюдении закона об участии в коалиции партий, общественных объединений и профсоюзов. И отдельные личности, чтобы войти в единый список, должны прежде выйти из своих партий – стать беспартийными. Партия «Патриоты России» пойдет на выборы со своим списком, но, чтобы выразить интересы наибольшего числа избирателей, мы также формируем коалицию. Процесс завершится уже на этой неделе. Мы действительно ведем переговоры с представителями партий «Великая Россия», «Возрождение России», с другими, и дверь пока открыта. В списке могут оказаться и беспартийные. Что касается конкретных фамилий, то переговоры, в том числе с Глазьевым и другими политиками, продолжаются. А слухов, как всегда, много, но комментировать их бессмысленно. Узнать, кто войдет в список, вы сможете 17 сентября на съезде партии «Патриоты России».
– Уточняющий вопрос. А не боитесь ли вы в этой связи, что «Патриотов России» постигнет судьба партии «Родина»?
– С точки зрения действий власти? Нет, не боимся. Мы в течение двух лет ощущаем реальное давление: массовое воровство голосов во время выборов, сложности с нашим выходом на телевидение. В этом плане нас сложно запугать. Что касается регистрации, я думаю, власть не пойдет на то, чтобы не регистрировать партию «Патриоты России», имеющую, по разным данным, серьезный социальный рейтинг и возможность не только участвовать в выборах, но и пройти в Государственную думу.
– С какими законодательными инициативами идут «Патриоты России» на выборы?
– Мы отрицательно отнеслись к заявлению о борьбе с популизмом в Госдуме, но не буду об этом говорить, чтобы не вспоминать о популизме самой «Единой России». И о серьезных ошибках в десятках законов, сделанных ею.
А мы выходим с 15 законопроектами, которые формируем в три крупных блока. Первый коснется старшего поколения. Мы законодательно предложили закрепить полное освобождение пенсионеров от платы за услуги ЖКХ, чтобы кардинально решить вопрос уровня жизни престарелых граждан. Никакого популизма, нами все подсчитано. Федеральных средств на это требуется 500 млрд рублей, а Россия в год сверх бюджета получает 1,5–2 триллиона. Так разве мы не можем отдать четвертую часть поколению, благодаря которому здесь живем и все имеем, включая то, что построено в стране? Пенсионеров надо законодательно освободить от уплаты налога на землю и имущество. Платить из пенсий налоги на жалкие домики и крохотные участки, тем более что для бюджета это гроши, несправедливо. Кроме того, мы подготовили законопроект по выплате повышенных трудовых пенсий не только тем, кому больше 80 лет, а и тем, кому больше 65. У нас и до пенсионного возраста не доживает огромное количество людей, поэтому платить нужно с 65 лет.
Второй крупный блок связан с социально незащищенным населением. Таких от 20 до 30 миллионов. И никто не может объяснить, почему из маленьких зарплат они платят подоходный налог, налог на землю, на имущество. Мы считаем, и минимальная оплата должна быть скорректирована с прожиточным минимумом по каждому региону.
Третье. В Жилищном кодексе есть статья о выселении за неуплату коммунальных платежей. Но есть большая группа населения с низкими социальными доходами, у которой платеж за услуги ЖКХ составляет от 50 до 90 процентов доходов. Я считаю, в этой статье нужны ограничения по социальному уровню и возможностям человека. Из третьего блока приведу только два законопроекта. Первый – о возврате в государственную собственность, подчеркну, незаконно приватизированных объектов и предприятий. Сегодня есть тысячи судебных решений о возврате собственности государству, но этого не происходит. Мы же предлагаем конкретный правовой механизм.
О коррупции. Раз Госдума не хочет принимать закон о противодействии коррупции, а власть – базовые принципы борьбы с коррупцией, мы предложили несколько законопроектов, изменяющих «коррупционные» статьи во всем действующем законодательстве.
Наконец, у нас есть комплексное решение проблем молодежи. В один закон невозможно уложить все: молодежь и потребительский кредит, гарантии трудоустройства после вузов, особенно государственных, молодую семью, жилье для молодых семей, материнский капитал и так далее. Все эти позиции есть в законопроекте, внесенном нами в Госдуму еще прошлой осенью.
– Почему говорят, что у «Единой России» будет большинство в парламенте? Наше правительство так хорошо знает волю народа?
– Я думаю, партии будут конкурировать. Но если народ проголосует за «Единую Россию» – его воля. Мы лишь хотим, чтобы эта партия отвечала перед народом и чтобы выборы были честными.
– Вы сказали, что вас и другие партии волнует проблема недостоверных данных социологических опросов.
– Отвечу не как лидер партии, а как человек, с начала 1990 годов занимающийся социологией профессионально. Я защитил две диссертации и когда вижу, какие мифические таблички начинают рисовать отдельные социологи, то уже сейчас обращаюсь ко всем социологам России с призывом защитить эту науку. Потому что есть законы социологии и методики, а есть установка власти на конкретный процент. Ее первая задача – приучить общество и избирателя к определенным цифрам и повлиять на электорат через постоянные социологические опросы, публикуемые на телевидении. Причем доступ туда есть только для трех социологических организаций – ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-Центр». Меня как профессионала удивляет, когда «Левада-Центр» пишет, что у «Единой России» уже сейчас 59 процентов голосов (властью поставлена задача получить 60 процентов). А что скажет «Левада-Центр», когда «Единая Россия» с 10 сентября по 2 декабря всей мощью обрушится на избирателя? Будет, как в Казахстане, 75 процентов или 80? Ни одна партия, кроме «Единой России», не соглашается с опросами ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-Центра». Я слышал заявления Зюганова, Жириновского, Миронова, других лидеров. Поэтому «Патриоты России» пойдут по пути создания независимого Центра общественного контроля.
– Если можно, об этом подробнее. И насколько реально создание такого центра?
– Для его создания, безусловно, нужна воля политических партий. Первая функция центра – мониторинг присутствия партий в СМИ. С четкими цифрами, какие партии появились на телевидении и в прессе и с каким объемом информации. И вы сразу увидите колоссальную разницу, непозволительную с точки зрения закона. Сам центр сможет проводить и заказывать объективные социологические исследования. Второе, самое неприятное для власти, филиалы центра будут вести параллельный анализ ведения кампании во всех регионах и, главное, параллельный подсчет голосов. Вопросов нет, конкурентная битва будет серьезной, но партии, выделяя на три месяца своих представителей, смогут контролировать выборы. Такого центра не было никогда. С предложением о его создании мы официально обратились к политическим партиям, к Общественной палате – там есть люди, которые уже идут нам навстречу. И, конечно, в ЦИК – нам очень важно сотрудничество с Центризбиркомом.
– Перед пресс-конференцией мы получили ряд материалов, включая заявление политсовета партии «Патриоты России» о патриотической экспертизе. Расскажите подробнее, что это такое и каков механизм ее действия?
– Последние 17 лет мы действительно наблюдали, что решения властей почти никогда не соответствовали национальным государственным и международным интересам России. После 2000 года ситуация, конечно, изменилась в лучшую сторону. Тем не менее ряд законов, постановлений правительства и подзаконные акты не соответствуют национальным интересам государства и интересам народа. Понимая, что с сентября 2007 года по май 2008-го будут появляться очень серьезные социальные, экономические и политические решения на государственном уровне, мы хотели бы начать их экспертизу с привлечением других политических партий и общественных организаций, и прежде всего Общественной палаты, у которой есть такой опыт. Кроме того, мы хотим, чтобы решения власти не были антипатриотичными.
– «Патриоты России» участвовали в выборах в региональные парламенты. Какие, по-вашему, вы допустили ошибки и какова программа-максимум «Патриотов России» в избирательной кампании в Госдуму?
– «Патриоты России» – молодая партия. Мы не могли за два года получить «аттестат зрелости» и «поступить в институт». Тем не менее мы вошли в первую пятерку партий. Ошибки и недоработки тоже, конечно, есть, и мы их сегодня учли. Поэтому, когда будем представлять на съезде партии свои документы, идеологию, позицию по выборам, а потом нашу избирательную платформу и программу, вы услышите много нового и интересного. А по количеству голосов ориентируемся на 7 –15 процентов.
– Сергей Миронов в недавнем интервью утверждал, что администрацией президента разработан некий план против его партии, в котором участвуют КПРФ, «Патриоты России» и «Великая Россия». Так ли это?
– Первое. Партия «Патриоты России» создана намного раньше «Справедливой России».
Второе. Если бы администрация президента так помогала «Патриотам», в том числе в предвыборной борьбе со «Справедливой Россией» или с кем-то еще, я бы сейчас находился на месте Миронова и возглавлял партию власти. Я там не нахожусь. Но попытаюсь объяснить претензии «Патриотов России» и целого ряда других партий к «Справедливой России». Когда господин Миронов вдруг «объединяет» в «СР» КПРФ, ЛДПР, «Патриотов России» и обещает рулить всем «левым» флангом, это иначе как агрессией не назовешь. А с агрессией надо бороться.
Третье. Нас всех удивляет, почему эта партия, не стесняясь, заимствует идеи, позиции и мысли других партий. Конечно, легко сказать – теория социализма. В чем она? Не читал ничего у Миронова на этот счет и вряд ли прочитаю, потому что он сразу споткнется о вопрос собственности, который так тщательно обходит сейчас. Иначе и быть не может. Ведь если у 10 процентов граждан 90 процентов собственности, а значительное число из этих 10 процентов заполнили «Справедливую Россию», о чем тут говорить? Это одна из богатейших партий. Со «Справедливой Россией» борется КПРФ, ЛДПР, боремся мы. Так что ни о каком параллельном проекте речи не идет. Это она нападает. И ей дают сдачи.
Варвара Галицкая