1 февраля 2007 г.
Как говорит сама Марина Венедиктовна: «У меня два ребёнка: одному тридцать один, другому в октябре исполнится двадцать». Младший ребёнок – это Университет Наяновой. Больше трети жизни она посвятила своему детищу. Буквально выносила и выстрадала проект университета и не оставляет его, несмотря на все проблемы, до сих пор. Рассказывая об этом учебном заведении, она улыбается, при этом говорит ласково… как настоящая мама.
– Когда появилась идея создания университета?
– Когда мне было 36. После окончания Куйбышевского пединститута я работала заведующей единственной в то время лабораторией психолого-педагогических исследований этого вуза. Готовился Пленум ЦК КПСС, посвященный школьным реформам. Обком поручил мне обрабатывать предложения директоров школ, ректоров вузов к этому Пленуму. Предложения не соответствовали глобальной задаче, а сроки, как всегда, поджимали. И я написала заявку сама.
– Почему вас так заинтересовал этот проект?
– Задумка создать университет, который был призван стать первым среди новых образовательных учреждений в перестроечной России и единственным по своей уникальной системе обучения, где ценились бы индивидуальность и талантливость, – вот причина. Но главная причина – мой сын.
– Расскажите подробнее.
– Тогда он был ещё совсем маленький, но прежняя система обучения уже не устраивала. В шесть лет он совершенно самостоятельно спаял свой первый детекторный приемник. Первый класс не отвечал его требованиям. Не было заведения, которое бы развило эти способности в нём.
– Как пришла идея создания именно такого, многоуровнего университета?
– Тут мне опять помог сын. Он не получил нужного старта, и я подумала, каким должно быть начало обучения и как оно должно развиваться дальше. Думала об университете, в котором дети с интересом учились бы с первого класса до получения вузовского диплома включительно и становились бы «Людьми Мира».
– Это концепция университета. Откуда она?
– В последний день сдачи проекта, я сидела на кухне и думала, кем должен стать ребёнок, когда выйдет из стен нового учебного заведения. Ведь они поступают еще малышами, а выпускаются через много лет. Каким будет мир спустя столько времени? «Человек мира» способен достойно представлять Россию в любой языковой культурной среде. Он готов к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, конкурентоспособен, и активно формирует положительный имидж России в мире.
– Ваш сын стал «Человеком Мира»?
– Мой сын Венедикт окончил Университет Наяновой, Университет Джорджа Вашингтона в столице США и сегодня возглавляет информационно-вычислительный центр в своем родном вузе и группу компаний «Элкотелеком».
– Вы хотите сказать, что и теория, и структура действуют до сих пор, и ничего не изменилось?
– Ничего. Схема и девиз живы. Единственное, что было изменено не по нашему желанию, – две смены.
– Почему это случилось?
– Сейчас город не справляется со спонсированием УН и не доплачивает 45% от общей суммы. Мы не можем оплатить себе ремонт, а реконструкцию для разгрузки смены тем более.
– Почему сложилась такая проблема?
– Первые десять лет мы были официальной экспериментальной площадкой. Потом нужно было привести уставные документы в порядок и передать области. Лиманский не реагировал, а прежний губернатор не мог ничего сделать без разрешения города. До сих пор мы пытаемся изменить ситуацию. С самого начала университет был государственным проектом. Самое первое образовательное учреждение нового типа в России и единственное в своём роде. Но во время перестройки законодательство было изменено, партия ушла, и осталась безотцовщина, мать то есть... Я дала столько обещаний, и они должны быть исполнены.
– Какие действия вы предпринимаете для улучшения ситуации?
– Мы общались с прежней властью. Пока ни с городом, ни с областью прямых диалогов не вели. Мы не ходим в любимчиках и пытаемся наладить ситуацию сами. Город не может содержать университет, мы обратились за помощью в архивы и приводим в соответствие все документы. Ищем документы и доказательства того, что мы имеем полное право на государственную дотацию. И это дает свои результаты. (Действительно, в личном кабинете Марины Наяновой, кроме её рабочего места, есть круглый стол и огромный план реконструкции, занимающий всю стену. Где-то уже пожелтевший и потёртый.
– Такая ситуация угрожает существованию университета?
– Мы держим всё до последнего, даже в таком денежном голоде. Мы справлялись долгое время, и будем дальше справляться. В этой большой работе у меня много помощников.
– Расскажите, в чём же уникальность вашего заведения?
– Только в этом университете все программы с первого класса до высшей школы выверены по вертикали и горизонтали. Мы не теряем время на повторение, так как знаем, что прошли наши студенты. Это же очень важно – вести студента от заливки фундамента, постройки первого этажа до самого конца. В университетах идёт нивелирование целый год, нам это не нужно. И наш студент уже в 20 лет может закончить университет. Кроме основного образования, любое хобби в университете можно развить до максимального предела. Сейчас у нас три экспериментальные площадки, без этого заведение пусто и не развивается.
– Университет для одарённых детей?
– Университет для того, чтобы сделать таковыми. Развить в ребёнке его способности. Образование совершенно бесплатно и, чтобы учиться, не нужно быть гением, достаточно быть способным.
– Университет имеет все необходимые лицензии?
– Конечно, кроме государственной лицензии, УН имеет аттестацию и аккредитацию.
– А какова структура обучения?
– С первого класса предметы изучаются углубленно, с восьмого – студенты имеют возможность выбирать профилирующее направление. И высшая школа тоже начинается с восьмого класса. С двенадцатого студенты выбирают себе специальность. В университете к первым двум школьным факультетам – основного общего образования и довузовской подготовки – добавляются философский, юридический, международный, химико-биологический, экономический, прикладной математики и компьютерных наук, управления. По окончании высшего этапа обучения студенты остаются в аспирантуре и имеют возможность продолжить обучение в университетах-партнерах за рубежом – Дж.Вашингтона, Сорбонны, Турском, Коркском, Оксфорде и других, защитив по окончании степени кандидата наук и PhD. УН сотрудничает с 33 международными организациями и институтами. 30% выпускников к 23 годам получили свой второй диплом университета-партнёра за рубежом. Главное не количество, а качество.
– Университету будет 20 лет. Как отметите эту дату?
– Я не могу пока говорить. Это секрет. У нас есть большой проект, который мы готовили не один год. Кроме этого, мы составляем книгу об истории нашего университета, где изложим судьбы наших выпускников. Правда она не уместится в один том...
– Как вам удаётся оставаться женственной на такой сложной должности?
– Я не бизнесс-леди. Я администратор. Я ращу свое дитя. Просто я так воспринимаю свою должность. Я не дам ребёнку шоколад не вовремя. Я, конечно, сделаю всё возможное, чтобы он выжил, и сделаю это так, чтобы он был самым лучшим ребёнком на свете.
После интервьюирования я встретила одного городского фотографа. Он шёл на фотосессию и похвалился, что это для новой выставки. Как оказалось, экспозиция будет выставлена в стенах здания университета, совершенно бесплатно и не только для выпускников Университета Наяновой.
Юлия Паздникова